О сказке
Русская народная сказка «Бабка и медведь»
Самыми архаичными сказками среди русских народных фольклорных текстов являются сказки о животных. Эти произведения воплощают представление древних о природе, дают возможность приблизиться к непонятному и часто враждебному миру зверей. Каждое животное в сказке имеет типизированные черты характера, которые «кочуют» из одного текста в другой. Наиболее часто встречающимися в русских народных сказках являются образы лисы, зайца, волка и медведя.
Образ медведя, который транслируется русской сказкой, отличен от привычного символического воплощения этого животного, которое зафиксировано в культурном сознании. Более обыденным для нас является представление медведя как хозяина тайги, могучего и сильного зверя, который внушает страх и практически священный трепет. В сказках же чаще присутствует ироничное отношение к этому зверю, высмеивается его неуклюжая сила, глупость и отсутствие смекалки. Другие герои обманывают медведя, без труда обводят его вокруг пальца и оказываются победителями в различных ситуациях. Грубая сила совершенно не помогает медведю, она чаще подводит его, чем позволяет достичь успеха. Поэтому медведь почти всегда оказывается одурачен другими лесными жителями.
В качестве героев-антагонистов медведя в русских народных сказках выступают не только другие животные, но и человек (чаще простой мужик). В сказке «Бабка и медведь» присутствуют два действующих лица – медведь и бабка. Медведь здесь выступает в классическом варианте: хочет, полагаясь только на свои физические данные, без всяких усилий завладеть чужим добром, в данном случае съесть кобылу. Но бабке удается уберечь животное, посулив медведю некую «крепушку». Как это обычно бывает в сказках, действие повторяется три раза. Во второй раз кобылу от медведя спасает посуленная «теплушка», а в третий – байка, которую бабка обещает рассказать медведю потом. Когда же медведь приходит к бабке, то ничего не получает, потому что «крепушка» – это накрепко закрытая дверь, «теплушка» — это теплая печка, на которой бабке тепло сидеть, а байка это «Потом в лес не едут — дров и так много!». Таким образом медведь остается ни с чем, а хитрая женщина выходит из сложной и опасной ситуации.
Можно предположить, что наличие в русских народных сказках высмеивания медведя и сниженное изображение этого персонажа способствовало тому, что этот страшный хищный зверь переставал быть для человека таким пугающим. Представляя зверя в юмористическом виде, подшучивая и подтрунивая над ним, автор сказки мог дать понять слушателю, что не стоит бояться обитателей леса, пусть даже самых грозных.
Кроме того, сказка содержит и поучительное начало, дает читателю понять, что силой не всегда можно добиться желаемого.
Читайте русскую народную сказку «Бабка и медведь» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Поехала бабка в лес по дрова. Вдруг слышит: в болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь идет.
— Бабка, бабка, съем я кобылку.
— Не тронь кобылку, я тебе за это крепушку дам.
— Ладно.
Не тронул медведь кобылку.
Вот в другой раз поехала бабка по дрова. В болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь идет.
— Бабка, бабка, а я съем кобылку.
— Не ешь, я тебе за это теплушку дам.
— Ну ладно.
Не тронул медведь кобылку.
Вот в третий раз поехала бабка в лес за дровами. В болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь уж тут.
— Бабка, бабка, я съем кобылку.
— Не ешь, я тебе за это потом байку скажу.
— Ну ладно же.
Не тронул медведь кобылку.
Бабка домой приехала, кобылку во двор поставила, ворота подперла, натопила жарко избу, поужинала да и спать.
Пришел медведь да в ставень — стук-стук!
— Бабка, давай посуленное.
— Что тебе посулено?
— А крепушка.
— Ох-хо-хо, изба у бабушки крепко заперта.
Медведь лапой — тук-тук-тук!
— Бабка, давай другое посуленное.
— Что тебе посулено?
— А теплушка.
— Ох-хо-хо, тепло бабушке на печи сидеть.
Подождал медведь немножко и опять стучится — тук-тук-тук!
— Чего тебе?
— Давай, бабка, третье посуленное.
— Что тебе посулено?
— А потомбайка.
— Байка-то? Потом в лес не едут — дров и так много!
Так и обманула бабка медведя.