В русском народном фольклоре в занимательной и часто развлекательной форме передается мировоззрение народа. В текстах зафиксированы не только философские категории и универсалии общечеловеческого характера, но и социальные установки. В связи с тем, что сказки, как и другие фольклорные жанры, создавались по большей части крестьянами, в них находит отражение социальная позиция, характерная для этой категории населения. Именно поэтому в произведениях устного народного творчества читатель сталкивается с тем, что барин или помещик – герой отрицательный, его наказывает простой мужик – безусловно, герой, на стороне которого добро и справедливость. В бытовых социальных сказках передается обобщенное представление крестьянина о барине, который всегда жадный, жестокий, ленивый, пытается нажиться за счет своих работников. Такое восприятие помещика характерно и для сказки о барине и старосте. Эта история, как и другие бытовые сказки, воспроизводит картину обыденной жизни, простую и понятную для всех. В ней нет чудес и фантастических превращений, которые встречается в волшебной сказке, нет и символического подтекста, свойственного сказкам о животных. Зато в этой разновидности сказочной прозы присутствует воплощение некой мечты простого мужика о том, как восторжествует справедливость.
Наибольшее число сказок о помещике и мужике демонстрируют в утрированной форме барскую глупость, отсутствие бытовых хозяйственных навыков, смекалки и житейской хватки. Так и в сказке «Барин и староста» неумение помещика вести хозяйство приводит к плачевным последствиям – он оказывается совершенно разорен и узнает обо всех бедах своего поместья из доклада приехавшего старосты.
Сюжет сказки представляет собой диалог главных героев, где в довольно запутанной форме выражен отчет старосты о том, как обстоят дела в его владениях. Из этого отчета читатель узнает, что сломали перочинный ножик, умер барский конь, но и это не самое страшное. В пожаре померла матушка, которую спасти не удалось из-за того, что была она слишком толстая. Этот же пожар уничтожил конюшню, новую мельницу и кладовую. Кроме всего прочего оброк с крестьян собран ничтожный — С Фомки грош, с Еремки грош, а с Варфоломейки одна копейка. Вот в таком замысловатом и определенно насмешливом тоне, начиная с самого незначительного, крестьянин передает барину все события, которые приключились в его деревне.
В сказке «Барин и староста» отсутствует морализаторское начало, у нее другая цель – продемонстрировать, на чьей стороне симпатии и антипатии народа и вскрыть противоречия феодального общества. Для достижения этой цели острый и саркастический ум сказителя создал два персонажа-антипода, один из которых хитер и смекалист (староста в своем докладе умудряется унизить своего хозяина, прикрыв это формой пословицы), другой – глуп и ленив (ведь все несчастья в поместье случаются не по вине мужиков, а из-за неумения помещика вести хозяйство).
Читайте русскую народную сказку «Барин и староста» онлайн бесплатно и без регистрации.
Жил-был барин в городе; приехал к нему из деревни староста.
— Это ты, Василий Петров? — спрашивает барин.
— Я, батюшка-барин!
— Не привез ли ты от матушки письма?
— Письмеца нет, только одна грамотка.
— Что же в ней прописано?
— Да, вишь, прогневили господа бога, ваш перочинный ножичек изломали.
— Как же вы его изломали?
— С вашего иноходца кожу снимали; ножичек-то мал, я его и сломал.
— Да разве мой конь помер?
— Нет, подох.
— Как же он издох?
— Не он наперед подох, а ваша матушка, батюшка-барин!
— Ужли и матушка померла?
— Да как у Фомки овин горел, она в те поры сидела в каменном дому в верхнем этажу, а форточка пола была: искорка ей на ногу скакнула, барыня упала да ногу-то и свихнула.
— А ты, дурак, чего не поддержал?
— Батюшка-барин! Она хлебом-солью откормлена. В кое место падет, меня убьет!
— Ты бы таковской и был! Отчего ж у Фомки овин загорелся?
— Не он наперед загорелся, а ваша новая конюшня.
— Что от нее осталося?
— Три столба воротных да с вороного коня подуздочек.
— Как же она загорелася?
— Да не она, батюшка-барин, загорелася, а ваша новая мельница.
— Как, и новая мельница сгорела?
— Да, батюшка-барин, сгорела! Прогневили мы господа бога.
— Что ж от нее осталось?
— Вода да камень остались: камень-то начетверо разорвало, а все уцелел; да в дымном окошке кошка сидела, так у ней глаза лопнули, а сама как есть живая!
— Как же новая мельница загорелася?
— Не она, батюшка-барин, наперед загорелась, а ваша кладовая.
— Как — и кладовая?
— Да, сгорела, батюшка-барин! Прогневили мы господа бога…
— Ты старостой называешься, а собрал ли с крестьян деньги?
— Собрал, батюшка-барин, собрал.
— С кого сколько?
— С Фомки грош, с Еремки грош, а с Варфоломейка одна копейка.
— А что ж с него мало?
— Он вдовый, половина тягла платит…
— А собрал ли с крестьян муку?
— Собрал, собрал, батюшка-барин!
— Куда ж ты ее девал?
— Вам да свиньям пятьдесят четвертей: черному псу да твоему родимому отцу сорок четвертей; уткам да курам, сестрам твоим дурам, двадцать четвертей.
— Что ты, дурак, ругаешься?
— Батюшка-барин, пословица така!
— Был ли ты на рынке?
— Был, батюшка-барин, был.
— Велик ли торг?
— Я с ним не мерился.
— Силен ли он?
— Я с ним не боролся.
— Почем там мука?
— По кулям да по мешкам.
— Ты, говорят, Фомку женил?
— Женил, батюшка-барин, женил.
— А богата невеста?
— Богата, батюшка-барин, дюже богата!
— Что богатства?
— Чепчик с клиньем да колпак с рукавами, чугунна коробка, железный замок.