Русская народная сказка «Большой дом из одного кирпичика»
«Большой дом из одного кирпичика» – нетипичная русская народная сказка. Здесь нет говорящих героев-животных, которых мы привыкли видеть. Нет зверушек, которые олицетворяют людской характер. Например, трусишки-зайчика, мудрой совы и хитрой лисички. Однако сюжет написан русскими людьми, у сказки есть жанровые особенности и скрытый посыл, который надо донести до читателя, поэтому мы предлагаем вам разобраться в сути данного произведения.
Краткий сюжет сказки
Семилетний мальчик жил со своим дедушкой. Оба считали себя очень умными и смышлеными, вели хозяйство так, как считали нужным. Земля дала им большой урожай, от жадности родственники просто сложили его на печном столбу, куда никто не мог добраться. Нарадоваться не могли на свою задумку. Однако в столбе завелись мыши, которых даже кошка достать не могла.
Дед возопил: «А как же мы теперь кормиться будем?» Герои не стали долго расстраиваться, перемололи зерна и получили целую бочку пива. В тот же вечер к ним в гости пришла вся деревня, людям щедро наливали напиток. Ничего не осталось.
После празднования дед заметил, что кончились дрова и послал внука за ними в лес. Упряжки не было, мальчик сел на лошадь верхом. Все бы ничего, да за пояс заткнул топор, который качался при каждом подпрыгивании лошади. После долгой скачки бедная животинка разделилась на две части пополам. Внук не отчаялся, смазал лошадь глиной. Стала как новенькая, даже резвее.
Лошадь угодила в грязь. Дед и внук так сильно тянули за хвост , что содрали с нее шкуру. Пришли домой, пригорюнились. А лошадь вернулась домой без шкуры в тот же вечер.
Чему учит эта сказка?
Во-первых, в ней трижды упоминалось, что дед был умен, а внук догадлив. Однако это было совсем не так. Вернее, относительно не так, потому что смекалка и догадливость проявлялись не в нужных ситуациях. Догадливость была направлена на совершенно абсурдные вещи. Например, на сдирание шкуры с лошади.
Дед и внук гордились своей находчивостью, вот только эта гордость ни к чему путному не привела. Сказка учит нас не задирать нос и не хвалиться. Лучше не считать себя удальцом и молодцом, а трудолюбиво заниматься делом.
Сказка учит нас не унывать в любой ситуации. Сколько несчастий и бедствий было на пути дедушки и внука, но они все равно хорошо заканчивались. Все потому, что родственники не сидели сложа руки и не лили слезы. Да, они справлялись с проблемами неординарными способами, но все же получали из этого результат, который их устраивал.
Теперь рассмотрим эпизод с урожаем. Внуку и деду посчастливилось стать обладателями богатого урожая, но этого еще не достаточно для счастливой жизни. Нельзя просто так свалить зерно в кучу и ожидать чего-то. Не надо накапливать имущество, если вдвоем вы не съедите столько. Лучше продать или подарить соседям. Сказка учит нас думать головой, не быть жадными, заботится о будущем.
Стоит четко продумывать свои действия, потому что, увы, в жизни лошадь не сможет склеиться глиной, а потом бегать радостная без шкуры.
Читайте русскую народную сказку «Большой дом из одного кирпичика» онлайн бесплатно и без регистрации.
Жил я с дедушкой, а батька мой тогда еще не родился: по тому самому, как начался свет, — было мне семь лет.
Жили мы куда богато! Был у нас большой дом из одного кирпичика — глазом не окинешь, а взглянуть не на что; светом обгорожен, небом покрыт.
Лошадей было много: шесть кошек езжалых, двенадцать котов стоялых; один жеребец бойкий — кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу.
Земли у нас с дедом было видимо-невидимо: пол да лавки сами засевали, а печь да полати внаймы отдавали.
Родилось хлеба много; стали убирать — девать некуда. Дед был умен, а я догадлив: склали скирду на печном столбу; велика скирда — глазом не окинешь, хоть взглянуть не на что!
И завелись в ней мыши, стали хлеб точить; жеребец наш бойкий — кот сибирский прыг на столб — мышей не изловил, скирду в лохань уронил. Дед голосом завыл, а я заголосил:
— Чем теперь кормиться-то будем?
Только дед был умен, а я догадлив: вытащили хлеб из лохани, пересушили и обмолотили.
Время было к празднику, стали мы солод готовить да пиво варить; как в ложке затерли, в корце развели — вышло пива с целую бочку. Что гостей-то к нам привалило — и в дом и на двор, по улице пройти нельзя от народу!..
После того смотрю я — дров в дому ни полена, а топить надобно. Была у нас лошадь серая: упряжь чудесная, да запрячь не во что.
— Ступай, — говорит мне дедушка, — запрягай лошадь, поезжай в лес за дровами.
Я надел кафтанишко худенький, заткнул топор за пояс, сел верхом и поехал в путь. Еду рысью скорою, а топор тяп да ляп и перерубил мою лошадь пополам. Оглянулся назад — ан на одном передке еду: задок далеко отстал. Я кликать, я звать — прибежал задок. Что долго думать, составил обе половинки, смазал глиною, дал шпоры под бока — и откуда прыть взялась!
Приехал в лес, нарубил дров, наклал большущий воз и привязал веревкою за хвост. Как крикну — лошадь сгоряча хватила, по уши в грязь угодила.
Я за дедом; тот был умен, а я догадлив: взялись оба за хвост и ну тянуть; тащили, тащили, да шкуру долой и стащили! Дед голосом завыл, я заголосил.
Не на чем было ехать; приходим домой и горюем. Только глядь в окно — а лошадь наша стоит у ворот, сама пришла. Дед засмеялся, я захохотал: лошадь-то дома, а шкура в барышах досталась.