Душевные, теплые отношения в семье благотворно сказываются на развитии ребенка. Семейная гармония рождается, в том числе, в совместной творческой деятельности родителей и детей. Таким совместным времяпрепровождением можно сделать чтение книг. Чтение книг, особенно сказок, это не только способ передать ребенку вечные ценности. Знакомство с книгой, в котором участвует вся семья, является надежной почвой для духовного сближения родителей и детей.
Детям интересно читать сказки самим или слушать, как читает кто-то из взрослых. Участвовать в воссоздании сказочного сюжета, пробовать вместе с родителями инсценировать истории – интересно вдвойне.
Для ребенка младшего возраста можно подобрать простой незамысловатый текст с небольшим количеством персонажей. Лучше всего для инсценировки подойдет сказка о животных. Перед тем, как проиграть сказочный спектакль, нужно подготовить фигурки героев. Их можно слепить из пластилина (пусть ребенок тоже участвует), вырезать из картона и цветной бумаги, взять подходящие готовые игрушки из запасов или купить лего. Малыш под руководством взрослого соберет фигурки овечек, птичек, коров и другие игрушки из наборов лего.
Подходящий вариант для инсценировки – сказка «Репка», она будет поводом для изучения вместе с ребенком различных овощных культур и сельскохозяйственных традиций. Чтобы превратить спектакль не только в игру, но и в развивающее мероприятие, можно подготовить плакат с нарисованными овощами и фруктами, показать и рассказать малышу о каждом. Чтение сказки сопровождается выстраиванием персонажей в нужном порядке. Ребенок легко справится с этим заданием. Чтобы сделать процесс еще более наглядным, можно «посадить» настоящий овощ или игрушечную репку на импровизированную грядку (поддон с песочком, контейнер с крупой и т.д.).
С ребенком постарше лучше выбрать сказку, где у каждого героя есть реплики, чтобы озвучить персонажей, говорите на разные голоса, пытаясь воспроизвести характер героя.
Детям школьного возраста можно предложить инсценировать Сказку о спящей красавице и воспользоваться для этого готовым набором конструктора. В комплектах найдется и замок, и принцесса, и весь подходящий антураж.
Старшие дошкольники уже могут придумать инсценировку волшебной сказки и стать ее главными героями. Создание семейных мини-спектаклей, где ребенку отводится главная роль, можно сделать доброй традицией и готовить новую постановку к каждому празднику. Совместным творчеством здесь будет не только сам спектакль. Не менее захватывающим и увлекательным будет процесс подготовки: выбрать сказку, сшить костюмы, нарисовать декорации, продумать атрибутику.
Для многих семей основной преградой на пути осуществления задуманной постановки является отсутствие заинтересованности у детей. Чтобы привлечь их внимание, можно начать с помещения театра. Выбрать подходящий спектакль не составит труда – крупные драматические театры и небольшие студии включают в свой репертуар детские постановки.
После этого нужно выбрать подходящий материал для домашнего театра. Может быть, ребенок сам предложит свою любимую сказку или рассказ. Когда выбор сделан, самое время распределить роли, при необходимости (большое количество персонажей) можно попросить о помощи родственников или позвать друзей вашего чада. Теперь дело за малым: написать сценарий, украсить место постановки и подготовить самые простые костюмы.
Время, проведенное за таким занятием, станет для ребенка источником приятных воспоминаний на всю жизнь.