Если вы родитель ребенка младшего школьного возраста, будьте готовы к тому, что однажды ваш кроха начнет интересоваться совсем недетскими денежными вопросами. И от того, насколько правильно с педагогической точки зрения вы их осветите, во многом будет зависеть его будущее финансовое положение и экономическая грамотность.
Это прошлое поколение родителей, воспитывавших детей в духе коммунистических ценностей, могли с чистой совестью отмахнуться от внезапно заинтересовавшегося деньгами чада со словами: «Не дорос еще!» А современный век рыночных взаимоотношений диктует свои правила игры: достигает успеха лишь тот, кто с младых ногтей приучен правильно распоряжаться своими финансовыми ресурсами и своевременно пополнять их истончающиеся запасы. Привить ребенку умение ценить свое и с уважением относиться к чужому — задача непростая, но ныне обязательная к выполнению для всех родителей.
С какими наиболее каверзными вопросами, касающимися денежной тематики, может обратиться к отцу «кроха сын» и как на них отвечать? Об этом мы сейчас и поговорим.
1. «Почему у меня нет своих денег?»
И правда — почему? Речь идет не о деньгах, выдаваемых школьнику на покупку обеда или оплату проезда, а о самых что ни на есть «карманных» — тех, которые он с чистой совестью может потратить по собственному усмотрению. Психологи убеждены: деньги на личные нужды ребенку выделять необходимо! Другое дело, что их выплата должна осуществляться в соответствии с определенными правилами.
— Во-первых, нельзя баловать чадо слишком крупными суммами.
— Во-вторых, они должны выдаваться не по принципу «когда потребуются», а в строго оговоренный день недели или месяца.
— В-третьих, нельзя наказывать рублем, лишая ребенка за провинность обещанной выплаты. Но и компенсировать необдуманно потраченные или потерянные карманные деньги тоже недопустимо — тем самым вы будете поощрять транжирство и неаккуратность в финансовых вопросах.
Главный урок, который должен вынести ребенок, получая регулярный «оклад», — свои деньги любят счет, а их расходование — зона его персональной ответственности!
2. «Почему мои друзья получают от своих родителей гораздо большие суммы, чем я?»
В этом вопросе помимо денежной темы затрагивается еще одна абсолютно не детская проблематика — социальное неравенство. Не волнуйтесь: рано или поздно об этом все равно придется поговорить, поэтому просто заблаговременно продумайте, что вы скажете ребенку и как.
Прежде всего, отбросьте стыд и не вздумайте извиняться перед дитем за невозможность обеспечивать его большими суммами на личные нужды. Без лишнего стеснения объясните, что ваши доходы несколько ниже, чем у родителей тех друзей, о которых зашла речь. Если чадо усомнится в достоверности ваших слов, подробно расскажите ему, на что расходуется ваш семейный бюджет.
Однако может случиться и так, что после «сведения дебета с кредитом» https://vkredit-online.ru/kredity-nalichnymi/ ребенок окажется прав: вы можете позволить себе давать ему больше денег на карманные нужды. Другое дело, что вы не считаете его потребности в увеличении дотаций реально обоснованными. В этом случае объясните ему, что лишние средства откладываются на расширение жилплощади, отпуск, покупку нового автомобиля и т. д. И, главное, подчеркните, что в накоплении на реализацию задуманного будет и его бесценный вклад!
3. «Наша семья бедная?»
Такой вопрос может одновременно завести в тупик и огорчить любого родителя, но оставлять его без ответа нельзя. Дабы не провоцировать формирование у ребенка комплекса неполноценности, обойдитесь обтекаемой формулировкой: «Мы просто не богатые». Приведите в пример знакомые семьи, доход которых еще ниже. И подчеркните, что истинное богатство заключается не в количестве денег, а в умении ими правильно распоряжаться. А главные ценности, которыми может обладать только по-настоящему счастливый человек, невозможно купить или продать: любовь близких, уважение окружающих, верность семье и ее традициям, тепло домашнего очага.
4. «Вы мне будете платить за выполнение работы по дому?»
Ответ может быть только один: ни в коем случае! Материальное вознаграждение за успехи в учебе или спортивные достижения — вполне допустимый вариант поощрения, но плата за выполнение домашних обязанностей — крайне порочная практика! Стимуляция такого рода напрочь подрывает все устои нормальных семейных отношений: тогда муж должен платить жене за приготовленный обед, жена мужу — за отремонтированный кран, а бабушка внуку — за доставку лекарств из аптеки!
Объясните ребенку, что участие в делах семьи — это не труд по найму, а проявление заботы о близких людях, являющееся одной из тех безусловных ценностей, о которых шла речь выше. А если вы сами сомневаетесь в правильности данного утверждения, тогда попробуйте на минуту представить, что вас может ожидать в старости: вы нуждаетесь в помощи, а ваш собственный отпрыск соглашается ее оказать, лишь получив денежную компенсацию!
5. «Можно ли за деньги выполнять за одноклассников домашние задания?»
Вопрос, конечно, непростой: с одной стороны, мы живем в такое время, когда умение выгодно «продавать» свои знания и навыки очень пригодится; с другой — раннее вступление в товарно-денежные отношения может стать причиной формирования у ребенка извращенных представлений о нормах взаимодействия с остальными членами общества. Как же быть?
Для начала поинтересуйтесь у начинающего предпринимателя, в какого рода помощи нуждаются его одноклассники. Если отстающие товарищи просят объяснить им недопонятый материал, ни о какой оплате его «педагогических услуг» не может быть и речи! Если же безнадежный лентяй готов купить целиком выполненное за него задание, не лишайте ребенка возможности подзаработать на собственных знаниях. Сам он повторит пройденное, а об успехах нерадивого одноклассника пускай волнуются его родители!