Басня «Гуси»
Басня, высмеивающая один из главных пороков аристократического общества, а именно бахвальство, была написана в 1811 году. Автор этого яркого произведения, Иван Андреевич Крылов, впервые опубликовал её 28 февраля 1811 года в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Так называлось общество популярное как у молодых, так и у маститых публицистов и писателей, где каждый мог представить и прочесть свои новые произведения.
Басня до сих пор вызывает множество споров у литературоведов.
Герои и сюжет
Однажды мужик погнал своих гусей на ярмарку в город, чтобы продать. Подгонял он домашнюю птицу хворостиной. Это очень не нравилось гусям, и они принялись жаловаться прохожим.
Гуси возмущались таким непотребным к себе отношением, ведь именно они, гуси, ведут свой род от славных птиц, что много лет назад спасли Рим. Однако встречающиеся путники не разделили обиду гусей. Кто-то разумно заметил, что помнит ту давнюю историю о Риме и гусях, и заодно спросил — а что эти гуси сами сделали хорошего? Ничего – ответили гуси. Кроме своих предков им нечем было похвастать.
Честь и хвалу заслуживают по своим делам – отмечает в конце автор, а эти гуси разве что на жаркое годны.
Анализ басни и мораль
Понятие «подовая гордость» было очень распространено во времена великого русского баснописца. Многие потомки знатных людей требовали привилегий и особенного к себе отношения, обосновывая свои требования принадлежностью к знатному роду. Однако очень часто, кроме великой фамилии этим людям больше нечего было предъявить обществу. Этот культурно-социальный феномен и высмеивал Крылов в своей басне.
Автор говорит нам, что только своими делами и поступками можно заслужить признание и расположение общества. И во времена Крылова, и до него, и после, история демонстрировала немало случаев, когда представитель уважаемой древней фамилии вёл себя стыдно и непристойно.
Некоторые критики склонны видеть в этой басне гуманные антикрепостнические взгляды писателя. В основе крепостнического государства лежит идея о превосходстве высшего обществе на основе «первородства»: родился крепостным – будешь подневольным всю жизнь, а если судьба распорядилась тебе появиться в дворянской семье, то и жить тебе соответственно статусу. И некоторые считают, что Крылов в этой басне выражает свое довольно революционное мнение – каждому должно воздаваться по его способностям и не как не по праву рождения…
Ниже вы можете прочитать полный текст басни про Гусей и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.