О сказке
Отзыв на русскую народную сказку «Кочеток и курочка»
Иногда самые простые сказки и истории, в которых на первый взгляд мало смысла, оказываются наделенными самым ценным психологическим содержанием. Такие тексты призваны воздействовать не столько на разум ребенка, сколько на его подсознание, фиксируя и передавая коллективное бессознательное и приобщая ребенка в процессе чтения к ценностям и нормам народа. Такова русская народная сказка «Кочеток и курочка».
Представленная в ней цепь перекладывания ответственности и вины с одного на другого, демонстрирует следующие важные психологические установки: в мире мало справедливости; что посеешь, то и пожнешь, все в мире оказывается взаимосвязано, поэтому любой поступок может стать источником порождения следующего; никто не хочет брать на себя ответственность и норовит свалить вину на другого; зло рождает другое зло. Однако, такие неутешительные выводы не являются источником пессимизма, но должны дать понять ребенку, что становятся следствием представленного в сказке типа поведения.
Краткое содержание сказки
Жили-были курочка и кочеток (петушок). Решив собрать орешков, они пошли в лес. Кочеток, забравшись на дерево, должен был скидывать орехи, а курочка подбирать. Но вот кочеток угодил курочке в глаз. Такова завязка сюжета этой короткой сказки. Далее весь текст построен по цепочке, где в попытке найти виноватых, бояре (их плачущая курочка встретила на дороге) выясняют все обстоятельства происшествия. Отправной точкой для этой цепочки виновников становится кочеток, который перекладывает ответственность за содеянное на орешню. Орешня, в свою очередь, обвиняет коз, козы делают виноватыми во всем пастухов, пастухи – хозяйку, хозяйка считает виновницей свинью, а свинья – волка, на котором эта цепь и прерывается. Только волк, толи по собственной глупости, толи потому, что он единственный оказался сознательным персонажем, не спешит никого обвинить в своем поступке, а берет на себя ответственность.
Сказка «Кочеток и курочка» покажется мало интересной для взрослого ребенка, не случайно она имеет подзаголовок «для маленьких» в сборнике переложений русских народных сказок Алексея Николаевича Толстого. Для маленького ребенка, которого с миром сказок знакомит родитель, ее четкий и логичный строй может стать моделью построения мысли. Существенно разнообразить и создать дополнительный интерес к этой сказке помогут иллюстрации, а так же использование различных интонаций при озвучивании реплик каждого из персонажей. Для того чтобы осознать глубокий смысл сказки и ее дидактический потенциал, рассказчику необходимо обязательно прибегнуть к обсуждению текста с ребенком. Только в совместной беседе малыш может понять, что такое поведение, которое транслируют все без исключения персонажи, в обществе порицается. Чувство голода не должно становится причиной для совершения неблаговидных поступков, как в случае с волком, а за каждым событием в жизни незамедлительно последует следующее, и неизвестно, к чему это может привести в результате.
Читайте полный текст сказки «Кочеток и курочка» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Жили курочка с кочетком. Пришли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Кочеток кидает, а курочка подбирает.
Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла — плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:
— Курочка, курочка! Что ты плачешь?
— Мне кочеток вышиб глазок.
— Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?
— Мне орешня портки разорвала.
— Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?
— Меня козы подглодали.
— Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
— Нас пастухи не берегут.
— Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете?
— Нас хозяйка блинами не кормит.
— Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
— А у меня свинья опару пролила.
— Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
— У меня волк поросеночка унес.
— Волк, волк! На что ты у свиньи поросеночка унес?
— Я есть захотел.