Народное творчество многообразно. Оно всегда спасало людей от тяжелых переживаний, трудных моментов в жизни, смягчало непростую долю народа. Песни, былины, басни, частушки повествуют о различных событиях, учат мудрости и морали, высмеивают и обличают пороки. Все вместе соединяется в такой фольклорной форме как сказка. Они на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Каждый текст наделен динамическим сюжетом. Все вокруг живое: лес, камни, ветер, вода, деревья и предметы быта. Они чувствуют, общаются с другими персонажами, нередко помогают и дают советы главным героям. Например, в книге «Гуси-лебеди» печка и река помогают Аленушке отыскать братца и спрятаться от преследования.
Для детей сказка – это маленький мир, в котором все возможно. Персонажи наделены волшебными способностями, а добро неизменно берет верх над злыми силами. Нередко в русских народных сказках для отрицательных героев уготована очень суровая участь. Но чаще, сюжет учит тому, что нет плохих людей и существ, а есть плохие поступки. И каждый может исправиться и стать хорошим. Это истина, которую важно усвоить ребенку.
Сказка, хоть и является вымыслом, несет в себе много уроков. Не только развлекает и успокаивает, но и воспитывает нравственные качества и развивает ребенка.
Детская книга «Не любо – не слушай» обладает двухфазным сюжетом. События развиваются в два этапа. Малышам будет сложно удержать в памяти их последовательность. Поэтому текст стоит читать деткам постарше.
Содержание сказки
Посадил мужик много гороха. Богатый был урожай. Но повадились к нему журавли летать и зерна клевать. Решил мужичок их проучить, ноги им переломать. Купил много вина, вылил в корыто, перемешал с медом. Выставил он это пойло на поле рядом с горохом. А сам недалеко отдохнуть прилег, стал ждать. Прилетели птицы, поклевали вдоволь гороху. А потом корыто с вином увидели, нахлебались до беспамятства. И уснули тут же. Мужик и рад, подбежал и веревками ноги им связал. Да к телеге прицепил и домой поспешил.
А журавли то в дороге освежились, от тряски отрезвели. И стали птицы крыльями махать, так в небо поднялись, а телегу с лошадью и мужиком за собой потянули. Герой испугался, веревки ножиком обрезал. И упал в самую топь да болото. Долго там сиживал, пока выбрался.
Воротился домой. Жена ребеночка родила. Надо за батюшкой в церковь ехать, младенца крестить. А мужичонка боится, что опять журавли его унесут. Привязали его канатами к телеге, хлыстнули пару раз кобылу. И отправили в путь. А лошадь то не поенная. Поплелась она к колодцу, да из хомута и выскользнула. Напилась и домой пошла. А мужик на телеге у колодца остался.
А тут медведя охотники гнали. Выскочил мишка из лесу, да в хомут и угодил. Да и понес с перепугу телегу по ярам и болотам. А потом захотелось ему медком диких пчел побаловаться. Полез на дерево. А тут хозяин, удивился, что мишка с телегой. И дерево срубил, чтобы медведя достать. Упал ствол и мужика задавил. Вот каковы журавли!
Мораль
А учит сказка тому, что не нужно жадничать и делать гадости товарищам. Мужик сам подстроил ловушку для журавлей, сам же и поплатился. А обвинил во всем птиц. Гороха у него много было. Они бы с женой столько не съели, а для птиц пожадничал. А еще мораль текста в том, что нужно самому нести ответственность за свои поступки. А не обвинять кого-то другого.
Читайте русскую народную сказку «Не любо — не слушай» онлайн бесплатно и без регистрации.
У одного мужика много было гороху насеяно. Повадились журавли летать, горох клевать.
«Постой, — вздумал мужик, — я вам переломаю ноги!»
Купил ведро вина, вылил в корыто, намешал туда меду; корыто поставил на телегу и поехал в поле. Приехал к своей полосе, выставил корыто с вином да с медом наземь, а сам отошел подальше и лег отдохнуть.
Вот прилетели журавли, поклевали гороху, увидали вино и так натюкались, что тут же попадали. Мужик — не промах, сейчас прибежал и давай им веревками ноги вязать. Опутал веревками, прицепил за телегу и поехал домой.
Дорогой-то порастрясло журавлей, протрезвились они, очувствовались, стали крыльями похлопывать, поднялись, полетели и понесли с собою и мужика, и телегу, и лошадь. Высоко! Мужик взял нож, обрезал веревки и упал прямо в болото.
Целые сутки в тине сидел, едва оттуда выбрался. Воротился домой — жена родила, надо за попом ехать, ребенка крестить.
— Нет, — говорит, — не поеду за попом!
— Отчего так?
— Журавлей боюсь! Опять понесут по поднебесью; пожалуй, с телеги сорвусь, до смерти ушибусь!
— Не бойся! Мы тебя к телеге канатом прикрутим.
Вот хорошо, положили его в телегу, обвязали канатом, лошадь поворотили на дорогу; стегнули раз, другой — она и поплелась рысцою. За деревней-то был колодец, а лошадь-то была не поена; вздумалось ей напиться, свернула с дороги в сторону и прямо к колодцу; а колодец был без сруба, а упряжь-то без шлеи, и узда без повода, а хомут большой, просторный; лошадь наклонилась к воде, а хомут через голову и съехал долой. Вот лошадь напилась и пошла назад, а мужик с телегою остался у колодца.
На ту пору выгнали охотники из лесу медведя; медведь бросился со всех ног, набежал на телегу, хотел перескочить, прыгнул — да прямо в хомут и попал! Видит, что беда на носу, и пошел валять что есть силы с телегою.
— Батюшки, помогите! — кричит мужик.
От того крику медведь еще пуще напугался; пошел таскать по кочкам, по яругам, по болотам. Прибежал на пчельник, полез на дерево и телегу за собой потащил — захотелось, видно, медку попробовать. Влез на самую верхушку, а телега вниз тянет: бедный медведь и сам не рад — ни взад, ни вперед!
Немного спустя времени пришел хозяин, увидал медведя.
— Ага, — говорит, — попался! Вишь ты какой бездельник, мишка: не просто за медом пришел, на телеге приехал!
Схватил топор и ну рубить дерево под самый корень. Дерево повалилось наземь, разбило телегу и задавило совсем мужика; а медведь выскочил из хомута да бежать: только унеси бог ноги!