Ночь на Ивана Купала – чуть ли не самый загадочный праздник для русского народа. В наше время принято считать его аналогом Хэллоуина, но когда-то давно его воспринимали, как светоч, способный подарить надежду. Девушки надеялись, что этот чудо-вечер подарит им возможность встретить долгожданного избранника, а обычные крестьяне верили – если приложить хотя бы немного усилий и отыскать среди богатого разнотравья цветок папоротника, то он принесет значительную прибыль.
Венки, букеты, всевозможные ритуалы, чего только не изобретали люди, для осуществления своих целей. Это упорство нашло отражение в русских народных сказках. Сейчас трудно себе представить хотя бы одну книгу, в которой нельзя встретить ни одного описания подобных колдовских обрядов. Вот и в этой детской истории речь идет как раз о непреодолимой тяге к тому, чтобы выбраться из нищеты, выполнив лишь одно простейшее действие.
Краткое содержание текста
Один мужчина решил, что должен во, чтобы это не стало, уйти от своего барина, а для этого ему нужно было всего лишь отыскать волшебное растение. Он поверил в эту идею всей душой, и казалось, ничто не могло сдвинуть его с намеченного пути. К сожалению, все оказалось не так просто, ведь ему мешали сами черти, они и теребили его, и бросались ему под ноги и превращали свои рога в папоротник.
Крестьянин стойко преодолевал все препятствия. Он поднимался и продолжал идти к нему, несмотря на весь происходящий ужас. Наконец, желанный папоротник оказался в его руках, он обрадовался и побежал домой, где его застал хозяин и отругал за отсутствие. Кроме всего прочего, он потребовал отдать находку и поделить клад, который будет найден благодаря папоротнику. Закончилось все плохо, т.к. как только редкое растение оказалось в руках барина, тот сразу провалился сквозь землю, а мужичок остался ни с чем.
Вообще, на первый взгляд, эта история, только, кажется, очень простой, а мужик в ходе повествования выглядит довольно глупо, ведь он не может выполнить простейшую задачу, но если вдуматься и прочитать пару статей, об этой традиции, становится понятно, что это не совсем так.
Во-первых, очень мало очевидцев, т.е. тех, кто реально встречал цветок папоротника, скорее всего потому, что растение размножается спорами и цветут только очень редкие его виды, которые не водятся в наших широтах. Во-вторых, есть споры относительно самой даты загадочной ночи, некоторые эксперты считают, что такой праздник отмечают вначале лета, другие же утверждают, что по старому стилю, его следует встречать не ранее 24 июня. В-третьих, в русских народных сказках все-таки больше упоминаний о том, что такой цветок “доставался чертям”, а если найти его было бы просто, то, наверное, рассказов о том, как люди находили это чудо, и становились счастливыми и богатыми, было бы значительно больше, чем печальных.
Чему же способна научить эта занимательная сказка?
— все в жизни достается тяжелым трудом, а легкие деньги, обычно не приносят счастья;
— народные приметы придуманы не просто так и чаще всего имеют под собой реальное подспорье;
— деньги к деньгам, даже то, что зарабатывает бедный работник, переходит в карман к его обеспеченному хозяину;
— с нечистой силой шутки плохи;
— иногда, воображение может завести настолько далеко, что тяжело отличить реальную жизнь от вымысла.
Читайте русскую народную сказку «Ночь на Ивана Купалу» онлайн бесплатно и без регистрации.
Был у одного барина холоп кабальный. Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу, в самую ночь, сходить в лес, сорвать папоротник, чтобы клад достать.
Дождался он этой ночи, уложил барина спать и в одиннадцать часов пошел в лес.
Входит в лес. Раздался тут свист, шум, гам, хохот. Жутко стало, но он все ничего: хоть жутко, а идет. Глядит — черт на индейском петухе верхом едет. И это ничего: прошел холоп — слова не сказал.
И тут увидел: растет вдали цветок, сияет — точно на стебельке в огне уголек лежит.
Обрадовался холоп, бегом к цветку побежал, а черти ну его останавливать: кто за полу дернет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится, чтобы он упал. Уж почти добежал холоп до цветка, но тут не вытерпел да как ругнет чертей:
— Отойдите, — говорит, — вы от меня, проклятые!
Не успел выговорить, его назад отбросило.
Делать нечего, поднялся, опять пошел, видит: на прежнем месте блестит цветок. Опять его стали останавливать, опять дергают. Он все терпит; идет и идет, не оглянется, словечка не скажет, не перекрестится, а сзади его такие-то строют чудеса, что страшно подумать!
Подошел холоп к цветку; нагнулся, ухватил его за стебелек, рванул, глядит — вместо цветка у черта рог оторвал, а цветок все растет по-прежнему и на прежнем месте. Застонал черт на весь лес.
Не вытерпел холоп да как плюнет:
— Тьфу ты!
Не успел проговорить, вдруг его опять назад отбросило. Убился больно, да делать нечего.
Он встал, опять пошел. Опять по-прежнему блестит цветок на прежнем месте. Опять его стали останавливать, дергают. Все стерпел холоп, тихонько подполз к цветку — и сорвал его!
Пустился он со цветком домой бежать и боль забыл. Уж на какие только хитрости ни поднимались черти — ничего; холоп бежит, ни на что не глядит — раз десять упал, пока домой прибежал.
Прибегает к дому, а из калитки барин выходит и давай ругать холопа на чем свет стоит:
— Алешка! Где ты, бездельник, был? Как ты смел без спросу уйти?
Злой был барин у холопа да и вышел с палкой. Повинился холоп.
— Виноват, — говорит, — за цветком ходил, клад достать.
Пуще прежнего барин озлился.
— Я тебе, — говорит, — дам за цветком ходить, я тебя ждал-ждал! Подай мне цветок! Клад найдем — разделим.
Холоп и тому рад, что барин хочет клад разделить с ним. Подал цветок — и вдруг провалился барин сквозь землю. Цветка не стало! Тут и петухи пропели.
Глянул холоп кругом — стоит он один; заплакал, бедняга, побрел в дом. Приходит, смотрит — а барин спит, как его уложил. Потужил, потужил холоп, да так и остался ни с чем — только лишь с синяками.