О сказке
Русская народная сказка «Присказка»
Какую пользу несут в себе сказки, придуманные мудрым русским народом? При всей кажущейся простоте сюжетов, каждое произведение наполнено большим смыслом. А что за чудо присказки, которыми пестрит содержание сказочных историй.
Великий российский литературный критик В.Г. Белинский считал, что в народных сказках показан не только быт народа, но и его пытливый, лукавый ум, а также понятия о нравственности.
Какими бы различными ни были сюжеты и персонажи русских народных сказок, все они отражали жизнь небогатого, но гордого народа. И служили не только развлечением в долгие зимние вечера.
Каждая сказка, о чём бы она ни повествовала, рассказывает об истории великого народа, знакомит с его культурой, преподносит красоту и самобытность русского языка в виде присказок, песен и поговорок.
Не зря великий русский поэт А.С. Пушкин призывал молодых авторов читать и изучать народные сказки, чтобы через них постигать всю красоту и возможности русского языка.
Какие же слова находит и применяет народ, чтобы рассказать о своей тяжёлой доле, о любви к родной земле, о славных и храбрых богатырях земли русской, о том, какие испытания выпали земле российской, и какую роль в годину испытаний сыграл народ?
Присказки для того и применялись в народном творчестве, чтобы усилить эффект повествования. Рассказывая о жизни богачей, допускается такие сравнения: «как сыр на скатерти» или «как сыр в масле».
Если описываются дворцы, терема, деревья, то для того, чтобы показать их красоту, употребляется эпитет «маковки золочёные». А «птица-синица синяя, красные пёрышки»? Почему у синицы перья «красные»? Да потому что красивые!
Своё отношение к окружающему народ выражает так: «красна девица», «красно солнышко», «добрый молодец». Как говорится в присказке: «Не красна изба углами, а красна пирогами», так и сказках русских «красно» всё, что мило сердцу русскому.
Читайте русскую народную сказку «Присказка» онлайн бесплатно и без регистрации.
Без присказки сказки — что без полозьев салазки.
Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.
Были тут две избушки, печки муравленые, потолки черных соболей, жили тут двенадцать богатырей.
Сидели Ермаки — высокие колпаки, сидели Ермошки — длинные ножки.
Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица — синяя синица, красные перышки.
Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала…
Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
Жил царь на царстве как сыр на скатерти.
Реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки.
Разодрались комар с мухой. Комар укусил муху, а муха-то — слепня, а слепень-то — шершня, а шершень-то — воробья. И пошел тут бой — не разлить бойцов водой.
Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.