О сказке
Русская народная сказка «За лапоток — курочку, за курочку — гусочку»
Русская народная сказка «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку» входит в программу «Литературное чтение» для учащихся 2 класса. Эта сказка предназначена для чтения самым маленьким слушателям. Как правило, знакомство с ней происходит в самом раннем детстве, когда сказку читает ребенку взрослый. Однако для разбора детьми младшего школьного возраста этот образец коллективного словесного творчества так же является подходящим. Ведь перечитав сказку в более осознанном возрасте, ребенок сможет не только уловить главную мысль всей истории, но оценить ее как художественное произведение. Кроме того, младший школьник через чтение этой сказки, в сопровождении специалиста, познакомится с культурой и традициями своего народа, его бытом, обычаями и т.д.
Текст сказки обладает простой краткой формой, в какой-то степени даже схематичной. Поэтому в ней почти нет диалогов, все внимание сосредоточено на событиях. Сказка представлена в схематичном, шаблонизированном виде для того, чтобы рассказчик мог наполнить эту матрицу собственным содержание: дополнил речью персонажей, какими-либо подробностями, т е. выступил в качестве соавтора. Неслучайно фольклорное произведение считается коллективным, народным, каждый новый рассказчик – это полноценный автор текста.
Сказка «За лапоток – курочку, за курочку гусочку» имеет сказку двойник, которая носит другое название «Лисичка со скалочкой». Ситуация существования сказок-двойников распространенная для народного творчества, это результат коллективности авторства и устной формы существования. Для полноценного анализа сказки можно предложить ребенку прочитать оба варианта и попытаться сравнить их по различным основаниям. Такое сравнение способствует развитию у ребенка навыка внимательного чтения, что является крайне важным для дальнейшего обучения в школе.
Сюжет и основные персонажи сказки
Сюжетная схема сказки скомпонована вокруг одного стержневого действия – в результате обмана лисица меняет один объект на другой, выгодный для нее. Так ей удается несколько раз обхитрить хозяев, у которых она остается на ночлег, и получить взамен якобы утерянного лаптя сначала курочку, потом гуся, затем взамен гуся барашка, а потом и бычка. Так лисице удалось поживиться сразу несколькими животными.
Сюжет сказки отчетливо делится на две части. В первой части лиса осуществляет все эти хитроумные манипуляции; во второй – обманывает волка и медведя: шкуру от съеденного бычка набивает соломой и просит волка и медведя запрячь его в украденные сани. Вторая часть сказки дает возможность охарактеризовать ее не только как коварную обманщицу, но и как злую насмешницу, которая (не понятно с какой целью) так одурачила других животных.
Основная мысль сказки
В заключении сказки лиса не получает должного наказания за свои злодейства, а просто выпрыгивает из саней и уходит прочь. Зло не наказано. Такой финал оставляет за ребенком право выбора, как относится к поступкам главной героини: осудить ее или, может быть, напротив – похвалить за смекалистость.
Читайте сказку «За лапоток – курочку, за курочку гусочку» онлайн на сайте бесплатно и без регистрации.
Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:
— Хозяин, пусти меня ночевать. Он говорит:
— Некуда, лисонька! Тесно!
— Да много ли нужно мне места! Я сама на лавку, а хвост под лавку.
Пустили ее ночевать; она и говорит:
— Положите мой лапоток к вашим курочкам. Положили, а лисонька ночью встала и забросила свой лапоть. Поутру встают, она и спрашивает свой лапоть, а хозяева говорят:
— Лисонька, ведь он пропал!
— Ну, отдайте мне за него курочку.
Взяла курочку, приходит в другой дом и просит, чтоб ее курочку посадили к хозяйским гуськам. Ночью лиса припрятала курочку и получила за нее утром гуська.
Приходит в новый дом, просится ночевать и говорит, чтоб ее гуська посадили к барашкам; опять схитрила, взяла за гуська барашка и пошла еще в один дом.
Осталась ночевать и просит посадить ее барашка к хозяйским бычкам. Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка.
Всех — и курочку, и гуська, и барашка, и бычка — она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге.
Идет медведь с волком, а лиса говорит:
— Подите, украдите сани, да поедемте кататься.
Вот они украли и сани и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит:
— Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй — не стой! Бычок нейдет. Она выпрыгнула из саней и закричала:
— Оставайтесь, дураки! — а сама ушла.
Медведь с волком обрадовались добыче и ну рвать бычка: рвали, рвали, видят, что одна шкура да солома, покачали головами и разошлись по домам.