Русская сказка > Маршак Самуил, читать детские стихи сказки онлайн
Маршак Самуил, читать детские стихи сказки онлайн
Стихи Маршака для детей
Детские стихотворения
Маршак Самуил Яковлевич, наряду с К.И. Чуковским считается основоположником новой детской литературы. До него этому пласту советской литературы уделялось мало внимания. Маститые писатели и поэты считали создание детских книг занятием второсортным. Сами же произведения были настолько хрестоматийны, что не представляли интереса ни для детей, ни для взрослых.
Совсем иначе смотрел на произведения, предназначенные для детского чтения, Самуил Яковлевич. В его представлении детские стихи и проза должны быть четкими и простыми, без лишнего «сюсюкания». Образцами таких текстов Маршак считал произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, перевертыши, дразнилки, сказки и прочее. Эти жанры были основой его первых самостоятельных стихов.
«Детки в клетке»
Собрание картинок со стихотворными подписями было написано в 1922 г. Впоследствии автор еще не раз обращался к подобному жанру («Разноцветная книга», «Лесная книга», «Круглый год»). Книжка адресована самым маленьким читателям. На страницах сборника изображены детеныши животных с небольшими (несколько строк) стишками, из которых ребенок может узнать о внешнем облике и повадках зверя. Зарисовки о животных имеют юмористическую окраску и иногда в доброй смешной манере разоблачают персонажа (стишок про страусенка).
Некоторые тексты написаны в виде обращения к читателю («взгляни на маленьких совят…»), другие в формате обобщений-раздумий.
Все стишки напечатаны крупным шрифтом, чтобы самый маленький читатель мог самостоятельно прочитать их.
Каждое четверостишие в емкой и краткой форме указывает на главную особенность того или иного животного: жираф имеет длинную шею, у страуса быстрые ноги, тигренок, хоть и маленький, но опасен для человека.
Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость стишков, автор в сборнике «Детки в клетке» поднимает важную проблему отношений человека и природы, ставшую лейтмотивом его творчества. Бережному отношению к природе, которое Самуил Яковлевич хочет воспитать у своих читателей, посвящено стихотворение «Праздник леса».
Про счастливое детство
Беззаботность детских лет – еще одна сквозная тема в поэзии Маршака. Дети – персонажи его книг – показаны в отношениях со взрослыми, они осваивают мир, становятся членами общества и приобщаются к его нравственным нормам: «Хороший день», «Разноцветная книга», «Карусель» и т.д. Все воспитательные и дидактические моменты органично вписаны в легкие для чтения стихотворные строчки, поэтому не вызывают у детей отторжения, в отличие от прямого назидания. Малыши на страницах книг Маршака счастливы, дружелюбны и беззаботны, ничто не омрачает их детского восприятия («Мяч», «Усатый-полосатый»).
Главным адресатом и «лирическим героем» книг Самуила Яковлевича является дошкольник (любимый возраст автора – 4 года). Маленький герой, несмотря на свой возраст, отмечен у писателя активной позицией. Серьезное отношение к детскому возрасту характерно для творческого принципа Маршака, который проявился во внимании к запросам читателей.
Сказки и рассказы в стихах
Изучение и перевод английских баллад, знакомство со сказками А.С. Пушкина подготовили почву для появления в творческом арсенале Маршака сюжетной поэзии. Произведения Самуила Яковлевича отразили особенности советской эпохи, в них много о жизни простого советского человека (рабочего, пожарного, почтальона). Но вместе с тем, в этих произведениях есть место и вечным ценностям: героизму, взаимовыручке, доброте.
Так, на страницах известной сказки «Пожар» автор знакомит малышей с пожарным Кузьмой, который больше похож на былинного героя, чем на простого человека. Под стать ему и помощники – «трое рослых молодцов», вызывающие ассоциации с богатырями из фольклорных былин. Писателю в легкой форме удается показать самоотверженный труд, героизм и смелость Кузьмы, а так же преподнести урок всем мальчикам и девочкам о том, как опасны игры с огнем. Пламя в тексте сказки имеет черты живого существа, коварного зверя, и одновременно это настоящее воплощение зла, которое хитрит и изворачивается в попытках спастись от огнеборца.
Человеческий подвиг описан и в двух других поэмах-сказках Маршака – «Почта» и «Почта военная». Только это уже героизм будничный, повседневный, который может быть не так впечатляет, но не менее важен. К путешествию по миру письма поэт подключает ребенка, дает ему возможность познакомиться с людьми разных национальностей, воспитывая тем самым в своих читателях популярное сегодня качество – толерантность.
Среди произведений Маршака есть не только шутливые юмористические зарисовки. Острой социальной сатире, предназначенной для читателей старшего возраста, нашлось место в библиографии писателя («Мистер Твистер»). Маршак сумел вписать сатирическое начало социальной тематики даже в сценарий сказки «Двенадцать месяцев». В сюжете подвергаются высмеиванию пороки мачехи и принцессы, а искренность, отзывчивость и трудолюбие главной героини показаны в подчеркнутом гипертрофированном виде в соответствии с канонами русской сказки.
Благодаря легкости, динамичности и простоте сюжетов, произведения С.Я. Маршака до сих пор интересны читателю. Они переведены на несколько иностранных языков, переиздаются в нашей стране и за рубежом. Самые популярные стихотворения поэта доступны для прочтения онлайн на нашем сайте.
Краткая биография Маршака С.Я.
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 г. в городе Воронеже. Его родители очень скоро перебрались жить в Петербург, а он сам поступил учиться в гимназию в Острогожске (столичные учебные заведения были закрыты для мальчика с еврейским происхождением). В Петербурге, куда юный Самуил приезжал навестить родителей, он познакомился с литературным критиком и искусствоведом – Владимиром Стасовым. Это знакомство отразилось на становлении будущего поэта: Стасов подарил ему библиотеку классиков и познакомил с творческой интеллигенцией, среди которой был Максим Горький и Федор Шаляпин.
После окончания гимназии Маршак много путешествовал: побывал в Турции, Греции, Сирии, Палестине. Впечатления, полученные от поездки, нашли творческое воплощение в цикле стихотворений «Палестина».
В этой же поездке писатель познакомился со своей будущей избранницей – Софьей Мильвидской.
Дальнейшее обучение Маршака продолжалось уже в лондонском университете. Там автор впервые прочел творения английских литераторов, переводам которых посвящена значительная часть его творческой деятельности.
В свободное от учебы время автор проводил в поездках по Англии, где он собирал местный фольклор и переводил баллады. Свои переводы Маршак опубликовал по возвращении в Россию (1914 г.).
Следующий период жизни и творчества Маршака связан с городом Екатеринодар (современный Краснодар). Здесь он вместе с единомышленниками организовал детский театр (один из первых в России). С этого момента писатель увлекся детской литературой и посвятил значительную часть своей литературной деятельности созданию произведений для детей. В 1922 г. напечатана его первая детская книжка – сборник пьес-сказок по мотивам фольклорных произведений.
После переезда в Петербург Маршак взял на себя руководство студией детских писателей в Институте дошкольного образования, возглавил в качестве редактора один из первых детских журналов «Воробей» (другое название «Новый Робинзон»). В этом издании печатались многие детские авторы, без которых сегодня невозможно представить детскую литературу: Борис Житков, Виталий Бианки и др.
Своим появлением первое детское Издательство детской литературы (Детиздат), книжки которого знакомы каждому советскому ребенку, так же обязано Самуилу Яковлевичу.
В этот период творчества автором написаны собственные произведения для детей: «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке».
В годы войны Маршак мало занимался созданием литературы для детей. В это время он писал эпиграммы и стихотворные подписи к карикатурам, которые печатались в газетах. Эта деятельность была отмечена Сталинской премией (1942 г.).
После окончания войны автор вновь возвращается к написанию детских книг. В это время им созданы сборники стихов «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я», сценарии спектаклей «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи».
Позднее творчество Маршака связано по большей части с переводами английской литературы (Киплинг, Байрон, Милн, Бернс и др.) и написанием лирических произведений для взрослых («Избранная лирика»).
Умер писатель в 1964 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Детишкам-молочишко, стихи, Самуил Маршак
Детки в клетке, стихи, Самуил Маршак
Детский дом, стихи, Самуил Маршак
Джек и Джилл, стихи, Самуил Маршак
Добро за добро, стихи, Самуил Маршак
Дождь до заката, капли на закате… стихи, Самуил Маршак
Дом, который построил Джек, стихи, Самуил Маршак
Домик № 27, стихи, Самуил Маршак
Дочки в бочке, стихи, Самуил Маршак
Дремота и зевота, стихи, Самуил Маршак
Друзья-товарищи, стихи, Самуил Маршак
Ежели вы вежливы, стихи, Самуил Маршак
Ежик и лисица, стихи, Самуил Маршак
Если бы каждый, кто чем-то заведует… стихи, Самуил Маршак