Аудиосказка «Чебурашка»; Эдуард Успенский; Сказка за сказкой. Инсценировка. Исполнители: От автора — Валерий Володин; Чебурашка — Клара Румянова; Крокодил Гена — Владимир Сальников; Старуха Шапокляк — Ирина Мазинг; Телефонистка — Ирина Мазинг; Лев Чандр — Марк Розовский; Анюта-Жирафа — Любовь Матюшина; Галя — Мира Ардова; Тобик — Татьяна Осмоловская; Маруся — Татьяна Осмоловская; Продавец — Олег Вавилов; Иван Иванович — Олег Вавилов; Дима — Юрий Лябихов; Кладовщик — Юрий Лябихов; Инструментальный ансамбль п/у В.Шаинского; Редактор И.Якушенко; «Мелодия», 1975 год. Слушайте детские аудиосказки и аудиокниги mp3 в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.
Содержание аудиосказки
Малыши впервые познакомились с симпатичными героями одной из самых популярных и любимых детских книжек «Крокодил Гена и его друзья» много-много лет назад: примерно в году 1966-м. Эдуарду Николаевичу Успенскому тогда только-только исполнилось 27 лет, ом недавно окончил Авиационный институт, получив диплом инженера.
Как же так получилось, что Э.Успенский в течение нескольких лет стал одним из самых читаемых детских прозаиков и поэтов? Этот вопрос задавали ему, главным образом, журналисты, когда собирались публиковать очередное интервью или статью. Для самого Эдуарда Успенского приход в детскую литературу не вызывал никаких сомнений, хотя, как уже говорилось, он вовсе не «учился на писателя».
Ему было лет четырнадцать-пятнадцать, учился он в восьмом классе и, по мнению родителей, а также кое-кого из школьных педагогов, очень нуждался в немедленном «исправлении», как выдумщик и озорник. И вот, после срочного семейно-школьного собеседования, Эдика Успенского «назначили» вожатым к малышам- четвероклашкам. Представьте, «исправление» удалось, да еще как! Он целыми днями придумывал со своими подопечными всевозможные игры, отправлялся с ними в небывалые путешествия, они вместе разыгрывали интересные и смешные истории.
Так с тех пор и повелось. И на даче, и в деревне, и в пионерских лагерях, куда Успенский ездил по собственной воле в качестве библиотекаря, и уж потом во время многочисленных встреч со своими маленькими читателями всегда обнаруживалось удивительное — во всяком случае, многих «серьезных взрослых» удивлявшее — свойство натуры этого человека. Совершенно не признавая подлаживания под уровень развития своих маленьких друзей, он умел весело, умно и необычайно увлекательно рассказывать. А рассказать ему всегда было что, потому что в его душе, в его мыслях и складе характера сохранилось много такого, что свойственно самым юным жителям земли: умение удивляться, радоваться и желание этим своим удивлением и радостью поделиться с каждым.
Сразу после того как «Крокодил Гена и его друзья» впервые вышли из печати, появляется еще одна — на этот раз стихотворная — книжка Эдуарда Успенского «Разноцветная семейка. Ну уж, сказать по правде, и героев отыскал молодой поэт! «Семейка» осьминогов — причудливых морских животных, где «была у детишек плохая черта; они, как хотели, меняли цвета»
С первые же книжек появилась у Эдуарда Успенского своя писательская особенность, своя, как говорят критики, манера, свой творческий язык. На первых порах специалисты по детской литературе и даже педагоги приходили порой в недоумение, стараясь в двух словак «обобщить» его творческую манеру. Ну, в самом деле, как «обобщить» такое:
— Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее а помню с детстве,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
И дальше речь идет вообще неизвестно о ком: не то о слоненке, не то о поросенке, не то совсем даме о… крокодиле! Это в стихотворной сказке, написанной еще до «Крокодила Гены», сказке, в которой, пожалуй, одно только название хоть как-то что-то определяет утвердительно, — «Жил-был одни слоненок». Потом пойдут такие чудеса, что только успевай подхватывать нескончаемые «а может .. » вплоть до адреса, который автор «сам запомнил, но только позабыл».
Да, в тяжелое положение попадет тот, кто все-таки попытается «извлечь урок» из рассказанной с бесконечными поправками и оговорками «назидательной» истории про заблудившегося слоненка, поросенка, «а может», крокодильчика! Особенно, если он начисто лишен чувства юмора и просто-напросто не в состоянии от души расхохотаться, читая такие смешные и в общем-то ни на что иное, кроме способности это смешное воспринимать, радоваться ему и наслаждаться им, не претендующие стихи…
Во всяком случае, многомиллионная детская аудитория — и читатели книг Эдуарда Успенского, и слушатели «Радионяни», и зрители «АБВГДЕйки», в создании которых автор, давно работающий для радио и телевидения, принимает самое активное участие, — чувством юмора обладает, судя по реакции, в абсолютной степени. А не это ли главное для человека, признающегося: «Мне бывает весело, когда я сочиняю… Когда есть возможность, я смешу и взрослых. Пусть и родителям будят весело, когда они станут читать их» (т. е. стихи и сказки) «своим детям».
Смеясь и смеша, Эдуард Успенский, право же, достигает куда большею педагогически-«назидательного» эффекта чем иные чересчур серьезные поучители. Перечисляя все, что мог бы сделать полезного и нужного мальчишка-сорванец, если бы он «был девчонкой», писатель и смеется над своим размечтавшимся героям, и от души его жалеет: ведь он готов переломить себя, лишь 6ы дождаться от мамы похвалы. Чтобы сказать о том, до чего смешны детские страхи перед врачами Успенский действует по принципу «от противного», выбирая в герои симпатичного академика Иванова, прячет ого в сундук, а потом заставляет вылезти по причине чисто детского любопытства и любви к лакомствам… О правилах хорошего тона читатели узнают, как это ни смешно, из описания собачьей школы! Примеров можно привести множество. И они свидетельствуют, главным образом, об отвращении Успенского к штампам. Любым — от педагогических до литературных.
«Добрая», — сразу хочется сказать о знаменитой книжке «Крокодил Гена и его друзья». В ней, этой книжке, разобранной на мультфильмы, ставшей буквально настольной, если ее удается достать, много смешного, есть и грустное, есть приключения обычные и сказочные. Но доброта — это основной тон повествования. Уж если злобная старушонка Шапокляк с крысой Лариской на поводке и та в конце концов решила исправиться (правда, не в первом издании), то что же говорить о природно добром, очень, так сказать, порядочном резиновом крокодиле Гене и его немногочисленных, но преданных друзьях — мудром льве по имени Чандр, хорошей девочке Гале, веселом, дружелюбном Тобике и, главное, о «неизвестном науке звере», носящем странное имя Чебурашка.
Происхождение Чебурашки отнюдь не покрыто тайной неизвестности. Успенский много раз рассказывал, что так звали дочку друзей его семьи, что у него самого в детстве был такой смешной и нелепый игрушечный друг с круглыми, как у филина, глазами, заячьей головой и медвежьим пушистым хвостиком, которого он так любил, что, будучи взрослым, решил рассказать о нем ребятам. И все-таки главное — это характер Чебурашки, его желание всем помочь, его грустное детское одиночество… Самая главная ценность книги, в которой есть и острые приключения, и неожиданные повороты сюжета, и стремительность событий, — в той чистой радости, в том чувстве облегчения, в том теплом чувстве сострадания и дружбы, которое пробуждает в маленьким читателе история злоключений Чебурашки и благополучного их разрешения. А вот о том, как все это совершается, ребята услышат из спектакля «Чебурвшка»
М. Павлова
Все размещенные на этом сайте аудиозаписи предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания; после прослушивания рекомендуется купить лицензионный продукт во избежание нарушения авторских прав производителя и смежных прав.