Про Ушинского
Великого основоположника научной российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского большинство читателей знает как детского писателя. На этой странице вы можете онлайн бесплатно прочитать произведения этого автора. Для удобства чтения все тексты набраны крупным шрифтом.
Краткая биография
Будущий педагог и литератор родился 19 февраля 1823 года в городе Тула в дворянской семье. Константин Дмитриевич рано остался без матери – Любовь Степановна Ушинская умерла, когда мальчику исполнилось 12 лет. Но она успела дать сыну прекрасное начальное образование.
Его отец – Дмитрий Григорьевич – служил судьёй в Новгороде-Северском Черниговской губернии. В этой местности прошло детство будущего. Там же он прошёл обучение в гимназии. В 1840 году молодой человек уехал в Москву и поступил в университет на юридический факультет, который в 1844 году окончил с отличием.
Ещё 2 года после окончания учебного заведения юноша усиленно занимался, чтобы получить профессорское звание. А в 1846 году Ушинский получил должность профессора в Ярославском юридическом лицее. Он мог сделать блестящую карьеру, но его прогрессивные взгляды помешали этому. За участие в студенческих беспорядках молодого человека уволили с работы.
Ещё в студенческие годы Константин Дмитриевич имел разносторонние интересы. Кроме обязательных наук (философия, юриспруденция) его увлекали театр и литература. Кроме того, как и многих прогрессивных людей того времени, его интересовала педагогика. Он хотел открыть простому народу дорогу к грамоте и образованию.
Ушинского К.Д. справедливо считают основателем российской народной школы, который внёс неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики. Его учение, основанное на традиционных народных ценностях, актуально и по сей день.
Основам педагогики посвящено «Родное слово», вышедшее в 1861 году. А монументальный двухтомный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» затрагивал вопросы формирования личности и развития нравственности.
Основная педагогическая мысль этих произведений заключается в том, что воспитывая детей, взрослым не следует навязывать им свои мысли, убеждения. Ребёнку нужно помочь сформировать правильное стремление быть умным, честным и достойным гражданином общества. Научить его не только избавляться от низменных чувств, но и уметь защищать свои взгляды на жизнь.
Все работы Ушинского на педагогическую тему, по его мнению, были вызваны «современной потребностью». Целью его жизни стало дать как можно большему числу населения образования. Константин Дмитриевич считал, приобщение детей к основам наук должно начинаться с раннего возраста. Этому вопросу посвящен труд «Детский мир и хрестоматия», изданный в 1861 году.
Педагогическая цель этого произведения – дать самым маленьким ученикам наиболее полное представление об устройстве мира. Учебное пособие должно было помощь детям развивать мыслительные способности.
Хрестоматия была поделена на разные разделы, которые знакомили учащихся с явлениями природы, географией, историей государства Русского, а основами логического мышления. В отдельном приложении дети могли познакомиться с классикой отечественной и зарубежной литературы.
Другим значимым в педагогике трудом стала книга «Родное слово», которую Ушинский написал специально для детей самого младшего возраста. Созданная на основе национального фольклора, она имела оглушительный успех. Константин Дмитриевич считал, что изучение народных произведений напрямую связано с воспитанием и образованием подрастающего поколения.
Творчество для детей
Наибольшую популярность К.Д. Ушинский заслужил как замечательный писатель, создавший циклы различных произведений для детей. Это творчество выполняет не только образовательную роль, но и являет собой наглядные примеры духовности и морали.
Произведение «Дети в роще» (из книги «Детский мир») показывает, что лень и безответственность пагубны. Главные герои этого рассказа – брат и сестра. По пути в школу они отклонились от дороги, и пошли гулять в рощу. Им было приятно бродить в тени деревьев, но очень скоро стало скучно.
Решив развлечься, дети стали просить лесных жителей поиграть с ними. Им казалось, что жук, пчела или муравей ничем не заняты. Как же брат с сестрой были удивлены, когда все эти насекомые отказали им. Оказалось, что все они работают: кто-то ищет пропитание себе и своей семье (жук, пчела), а кто-то – строит жилище (муравей).
Не стали отвлекаться от повседневных дел и другие обитатели леса. Голубю нужно было позаботиться о своём потомстве: он вил гнездо. Проворная белка, снующая по веткам деревьев, готовила запасы на зиму. Даже цветочек лесной земляники был занят. Он сказал детям, что у него одна забота – вырастить душистую ягоду.
Не найдя компаньонов для игры, брат с сестрой побежали к лесному ручью. Им казалось, что поток воды уж точно ничем не занят и от безделья может принять участие в их забаве. Ручей обиделся, услышав такие слова. Ведь если бы не он, то женщинам негде было бы выполоскать постиранное бельё. Да и колесо мельницы, которое приводит в действие жернова, тоже кроме никто не будет крутить. Назвав брата с сестрой бездельниками, ручей не пожелал больше с ними разговаривать.
Ребята обрадовались, когда увидели сидевшую на ветке дерева малиновку. Маленькая птичка весело щебетала. Мальчик тут же обратился к ней, надеясь, что наконец-то нашёлся в роще хоть один обитатель, которому уж точно нечем себя занять, кроме как распевать песенки.
Возмущённая неслыханным нахальством нерадивых детей, птичка стала отчитывать их. Во-первых, как оказалось, она целый день провела в поисках пищи для своих птенцов. А во-вторых, несмотря на усталость, она не просто поёт, а убаюкивает своих малышей.
Досталось прогульщикам от малиновки. Она напомнила им, что их место не в роще, а в школе, на уроке. Каждый должен заниматься своим делом. А для учеников это – изучение наук и приготовление домашних заданий. Негоже прогуливать занятия вместо того, чтобы учиться и получать знание.
А в заключение своего обличительного монолога птица добавила, что отдых заслуживает только тот, кто усердно работал и выполнил все свои обязанности. Застыдились дети: хоть и поздно, но они поняли, что совершили нехороший поступок. Мораль этой сказки ясна: прежде всего нужно сделать дело, а потом уже предаваться развлечениям. Как говорится в русской народной пословице: «Делу – время, потехе – час».
Произведения писателя затрагивали не только проблемы образования и воспитания нового поколения. Автор создал серию рассказов, в которых простым и понятным языком раскрывает особенности времён года. Каждая пора красочно описана в цикле произведений «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Невозможно остаться равнодушным, читая описания прихода весны. О том, как просыпается земля, всё больше освобождаясь от снега, как небо меняет неприглядный серый цвет на яркий, синий оттенок. Простота изложения помогает учащимся представить пробуждение природы воочию и легко усвоить информацию.
Нельзя обойти вниманием и рассказ Ушинского «О человеке». Произведение рассказывает об устройстве и возможностях человеческого тела. Автор восхищается тем, что «Творец Вселенной» дал миру такую уникальную «конструкцию».
Но больше всего он благодарен за возможность жить и за то, что даже у самого маленького человека есть духовное начало. Ведь «свободная, разумная и бессмертная» душа человека направляет его на благие дела.
Особое место в творчестве писателя занимают рассказы, посвящённые знаменательным историческим событиям. В этой работе он использовал труды великого российского историка Н.М. Карамзина.
Не менее ценными произведениями стали рассказы о природе и животном мире. Среди них: «Жалобы зайки», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки», «Пчелки на разведке» и др. В них автор показывает природу, как целую вселенную, наделённую необыкновенной красотой и секретами мирозданья. Мороз, солнце, ветер, насекомые, животные – все они как будто бы оживают перед глазами читателей.
В творчестве писателя есть целый цикл произведений, которые можно охарактеризовать как басни в прозе. Это «Гусь и Журавль», например. Мораль этой короткой сказки-басни ясна: не нужно хвалить себя и свои способности, как это делал Гусь. Гораздо важнее делать одно, но очень нужное дело, чем распыляться по мелочам. В жанре басни написаны и такие сказки как: «Ворон и сорока», «Храбрая собака», «Лес и ручей» и др.
В обработке известного литератора читатели познакомились и с народными сказками («Мужик и медведь», «Лиса и козёл»). Национальный фольклор для Ушинского стоял на высшей ступени народного творчества. Он считал, что сказка – лучшее зеркало души русского народа.
И, конечно, было бы странно, если писатель и педагог, посвятивший свою жизнь народному образованию, не написал бы о детях. Рассказы «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня» – ненавязчиво оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Константин Дмитриевич Ушинский прожил недолгую жизнь. Он умер в 1871 году в возрасте 47 лет. Но его творчество, пронизанное любовью к Родине, людям, населяющим родную землю, актуально и до сих пор.
Читайте детские рассказы и сказки русского писателя Константина Ушинского online, бесплатно и без регистрации, крупными буквами.