Русская народная сказка – источник мудрости, который копился веками. Эта мудрость заложена в тексте сказке в ненавязчивой легкой форме, так что ее скрытый смысл и основная мораль понятна маленькому ребенку. Родитель, читая своему ребенку сказку, учит его основным жизненным нормам и дает представление о том, что такое «хорошо», а что – «плохо». Несмотря на то, что книг для детей сейчас пишется и издается довольно много, именно русскую народную сказку продолжают выбирать родители в качестве первого знакомства ребенка с книгой.
Среди большого разнообразия русских народных сказок наиболее часто встречающимися являются сказки о животных. В этих сказках животные выступают в качестве символов человеческих характеров, а их поступки выражают какие-либо человеческие пороки или достоинства. Не исключение и сказка «Медведь и Лиса» (ознакомиться с полным текстом можно, пролистав страницу ниже).
Персонажи и краткое содержание книги
Главные действующие лица – лиса и медведь, имеют в сказке привычные «амплуа»: лиса – хитрая плутовка, медведь – доверчивый и не блещущий умом увалень. Начинается сказка традиционным фольклорным зачином – «жили-были…», который задает настроение всей сказке, дает возможность читателю выбрать правильную интонацию, а слушателю помогает сконцентрироваться на восприятии поучительной истории. Основное содержание текста незамысловато: лиса, узнав про то, что у медведя на чердаке хранится запас меда, напросилась к нему в гости. Гостеприимный медведь, не заподозрив подвоха, впустил плутовку в свой дом. Лиса постепенно, за три ночи, под предлогом того, что уходит в гости, съела весь мед. После того, как пропажа обнаружилась, медведь предложил лисе способ выяснить виновника – лечь на солнце и подождать, из кого вытопиться мед. Обманным путем (обмазала медведя медом, пока тот спал) лиса заставила простодушного медведя поверить, что сам он его и съел. В итоге подлый поступок лисы остался безнаказанным. Гостеприимство и доброта медведя оказались наказаны, а плутовство и лукавство лисицы не раскрыто.
Основная мысль сказки и мораль
Главное, чему учит данная сказка — доброта тоже должна быть разумной, подлый человек до конца остается подлецом, сколько бы хорошего ему не сделали, он все равно не исправиться. Поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, пусть даже и хороший, нужно осознавать к каким последствиям он приведет. Ведь то, что лиса осталась безнаказанной, только убедило ее в собственной правоте и ничему не научило. Следовательно, медведь своей щедростью и добротой только подкрепил в ней отрицательные стороны.
В сказке не используется четко сформулированный однозначный поучительный конец. Читателю дается возможность самому принять решение о том, кто прав, а кто виноват. Возможно, пожалеть медведя за его простодушие или, напротив, осудить в нем глупость и недальновидность. Право выбора в данном случае остается за ребенком, что является отличной воспитательной тактикой. Чтение, а так же обсуждение этой далеко не однозначной сказки позволит ребенку понять, что жизнь не всегда бывает справедлива, иногда зло остается безнаказанным.
Читайте русскую народную сказку «Медведь и лиса» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.
Жили-были медведь и лиса.
У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду.
Лиса про то узнала и стала думать как бы ей до меду добраться.
Прибежала лиса к медведю, села под окошечко:
— Кум, ты не знаешь моего горечка!
— Что, кума, у тебя за горечко?
— Изба моя худая, углы провалились, я и печь не топила. Пусти к себе ночевать.
— Поди, кума переночуй.
Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до меду добраться?
Медведь заснул, а лиса — тук-тук хвостом.
Медведь спрашивает:
— Кума, кто там стучит?
— А это за мной пришли, на повой зовут.
— Так сходи, кума.
Вот лиса ушла. А сама влезла на чердак и начала из кадушки мед есть. Наелась, воротилась и опять легла.
— Кума, а кума, — спрашивает медведь, — как назвали-то?
— Починочком.
— Это имечко хорошее.
На другую ночь легли спать, лиса — тук-тук хвостом:
— Кум, а кум, меня опять на повой зовут.
— Так сходи, кума.
Лиса влезла на чердак и до половины мед-то и поела. Опять воротилась и легла.
— Кума, а кума, как назвали-то?
— Половиночком.
— Это имечко хорошее.
На третью ночь лиса — тук-тук хвостом:
— Меня опять на повой зовут.
— Кума, а кума, — говорит медведь, — ты недолго ходи, а то я блины хочу печь.
— Ну, это я скоро обернусь.
А сама — на чердак и доела мед в кадушке, все выскребла. Воротилась, а медведь уже встал.
— Кума, а кума, как назвали-то?
— Поскрёбышком.
— Это имечко и того лучше. Ну, теперь давай блины печь.
Медведь напек блинов, а лиса спрашивает:
— Мед-то у тебя, кум, где?
— А на чердаке.
Полез медведь на чердак, а меду-то в кадушке нет — пустая.
— Кто его съел? — спрашивает. — Это ты, кума, больше некому!
— Нет, кум, я мед в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня говоришь!
Медведь думал, думал…
— Ну, — говорит, — давай пытать, кто съел. Ляжем на солнышке вверх брюхом. У кого мед вытопится — тот, значит, и съел.
Легли они на солнышке. Медведь уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь — на животе у нее и показался медок. Она его стала скорее перемазывать медведю на живот.