Истоки русской народной сказки «Медведь-липовая нога» — древние мифологические рассказы, относящиеся к тому периоду жизни наших предков, когда главным промыслом была охота, а мир человека существовал в тесном взаимодействии с животным миром. Взаимоотношения человека и дикого зверя требовали наличия определенного кодекса. С этой целью и создавались подобные рассказы, которые призваны были научить человека взаимоотношениям с животными. Сказка существует в русском фольклоре в двух вариантах с разной концовкой: в одном из них медведь убивает старика и старуху, в другом погибает сам. Эта версия сказки является более поздней и более адаптированной для детского чтения. В ней меньше страшного и предостерегающего и больше доброго. Это страшная сказка, но с хорошим концом, ведь медведь поплатился за свои проказы и получил по заслугам.
Краткое содержание и основные персонажи
Главными действующими лицами сказки являются старик и старуха, которые ведут привычный для крестьян образ жизни. Но в их мир вторгается еще один персонаж – медведь, который разоряет поле с репой. Важно в этом случае подчеркнутое небрежение медведя к посевам людей: он не уносит и не съедает плоды, а просто разоряет поле. Такое поведение медведя дает понять читателю – медведь делает это не столько из чувства голода, сколько, чтобы насолить человеку, поэтому жалости он не заслуживает. Медведь в этой сказке выступает в типичном для сказочного фольклора амплуа. Как и во многих других сказках, он сильный, могучий, но глупый и слишком бесхитростный.
Отправной точкой для развития сюжета является как раз момент разорения поля с репой, после которого старик отправляется караулить злоумышленника. Увидев злодея, старик бросил в него топором и отрубил лапу. Однако медведю удалось сбежать на трех лапах. Старик же возвратился домой и отдал свою добычу – медвежью ногу – старухе, которая принялась прясть из медвежьей шерсти и варить мясо. Медведь, соорудив себе вместо отрубленной конечности липовую ногу, отправился мстить человеку. Но здесь его ждала верная смерть: медведь упал в подполье и был убит людьми.
Основная мысль и мораль сказки
Основной мотив сказки – боязнь дикого зверя и преодоление этого страха благодаря смелости и ловкости и ума. Сказка завораживает и пугает, однако счастливый конец, дает возможность понять, что зверя, пусть даже самого могучего и страшного, стоит опасаться, но можно победить. Ведь животное не наделено человеческим умом, а сила — не всегда залог успеха. Несмотря на то, что сказка «Медведь-липовая нога» довольно страшная, в ней нет трагедийного звучания и назойливого морализаторства. Для более живого и игрового эффекта в повествование сказки включена песня медведя. Эта песенка помогает лучше раскрыть образ медведя и усиливает эффект воздействия всего текста на читателя или слушателя.
Читайте русскую народную сказку «Медведь – липовая нога» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Жили-были старик со старухой.
Посеяли они репку. Вот повадился медведь репку у них воровать. Старик пошел посмотреть и видит: много репы нарвано да разбросано кругом.
Воротился он домой и рассказывает старухе. А она ему говорит:
— Да кто же репу нарвал? Если бы люди, так унесли бы. Наверное, это медведь проказит! Поди-ка, старик, покарауль вора!
Старик взял топор и пошел караулить на ночь. Лег под плетень и лежит. Вдруг приходит медведь и давай таскать репу — нагреб целое беремя и полез через плетень.
Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался. Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес.
Старик взял отрубленную лапу, принес домой:
— На, старуха, вари.
Старуха ободрала медвежью лапу, варить поставила, шерсть с кожи общипала, на кожу села и начала шерсть прясть. Старуха прядет. А медведь сделал себе липовую ногу и пошел к старику со старухой.
Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает:
— Скырлы, скырлы, скырлы,
На липовой ноге,
На березовой клюке.
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит —
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.
Старуха услышала это и говорит:
— Поди-ка ты, старик, запри дверь, медведь идет…
А медведь уже в сени вошел, дверь отворяет, сам приговаривает:
— Скырлы, скырлы, скырлы,
На липовой ноге,
На березовой клюке.
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит —
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.
В те поры старик со старухой испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха — на печь, под черные рубахи. Медведь влез в избу, стал искать старика со старухой да и угодил в подполье.