Очень редко Лев Толстой обращался в своём сказочном творчестве к историческим личностям. Поэтому такие сказки писателя приобрели ещё большую ценность. Автор старался выразить своё отношение к царской особе в сказке «Пётр I и мужик».
Краткое содержание
Царь встретил мужика-дроворуба в лесу и пожелал божьей помощи. Поблагодарил мужик, и у них завязалась беседа. В семье у мужика было два сына и две дочери. Царю стало интересно узнать, как мужик распределяет полученные деньги. В итоге мужик сказал, что одна часть уходит в уплату за долг, со второй части даёт нуждающимся в долг, а третью часть в воду мечет. Пётр I был озадачен и попросил дать пояснение. Получилась интересная картина. Мужик кормит своих родителей – это и есть его долг перед отцом и матерью. Сыновей кормит – это долг, который потом ему отдадут его дети. Царю было интересно, что значило «в воду метать». А это мужик дочерей растил. Оценил Пётр I ум старика и попросил вывести его в поле. Человек был прост, и также просто объяснил царю, как он должен был двигаться (когда влево, а когда вправо). Царь упрямо просил помощи за оплату. Мужик царя никогда не видел, но очень желал этого, а Пётр I обещал указать на царскую особу, когда выедут они в поле. Мужик поинтересовался: «Как узнать царя?». Пришлось ему рассказать, что в шапке только царь будет, а остальные снимут перед царём шапки. Приехали, а народ стал головные уборы с голов снимать. Ничего не понял мужик. Пётр Алексеевич сказал, что только они вдвоём с мужиком в шапках и стоят. Значит, кто-то из них двоих и есть царь. Пётр Алексеевич не уступал никому в уме.
Мораль сказки
Мужик не знал, как выглядит царь. В сказке было только два главных героя. Интересно чтение сказки по ролям. Детям будет дано задание прочесть содержание выразительно, передавая характеры героев. Мужик должен выражать спокойствие и уверенность. Только в конце текста сказки мужик огорчился из-за отсутствия царя, ведь он нигде правителя так и не увидел. Ребёнок, который будет читать слова царя, ничем не должен указать на то, что он царская особа.
Особенности работы над сказкой
В книге сказок писателя Толстого часто скрыты характеры главных героев. Перед чтением по ролям с детьми необходимо провести беседу о том, какой личностью был царь Пётр Алексеевич, чтобы ребята точнее представляли образ Петра I. Тогда им будет легко не только читать текст по литературе, но и использовать полученные знания на уроках истории.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Пётр 1 и мужик» онлайн, бесплатно и без регистрации.
Наехал царь Пётр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит:
— Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
— И то мне нужна Божья помощь.
Царь спрашивает:
— А велика ли у тебя семья?
— У меня семьи два сына да две дочери.
— Ну, не велико твоё семейство. Куда ж ты деньги кладёшь?
— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг даёт, и в воду мечет.
А старик говорит:
— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу.
Царь и говорит:
— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
Мужик говорит:
— Найдёшь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
Царь и говорит:
— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
— Мне, сударь, водить некогда; нам в крестьянстве день дорого стоит.
— Ну, дорого стоит, так я заплачу.
— А заплатишь, — пойдём.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал дорогой царь мужика спрашивать:
— Далече ли ты, мужичок, бывал?
— Кое-где бывал.
— А видал ли царя?
— Царя не видал, а надо бы посмотреть.
— Так вот, как выедем в поле, — и увидишь царя.
— А как я его узнаю?
— Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
— А где же царь?
Говорит ему Пётр Алексеевич:
— Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь.