Мир русской народной сказки наполнен самыми разнообразными сюжетами и персонажами. Среди них выделяются сказочные истории на простые житейские темы. Эти сказки носят вполне обыденное название – бытовые.
Чем примечательны такие произведения? Они знакомят детей не только с историей государства русского, но и с укладом жизни простых людей. По ним можно отследить развитие общества и народной культуры. Кроме того они отражают взгляд русского человека на социальные и бытовые проблемы.
Русская народная сказка «Топанье и ляганье» повествует историю о том, как один деревенский приход остался без попа. Священник в сельской церкви – фигура значимая. В прежние времена, когда не было ЗАГСов, учёт новорождённых и умерших людей вёлся церковными служащими.
Кроме того деревенский поп крестил новорождённых детей, венчал новобрачных и отвевал усопших. Поэтому естественно, что деревенский поп должен был быть обучен грамоте и хорошо знать законы Божьи. Ведь он представлял лицо Господа на земле.
Однако герои этой сказки – неграмотный деревенский люд – решили выбрать священника из своей среды. Их выбор пал на крестьянина по имени Пахом, ничем не выделяющегося из толпы. Но, как говорится, «каков поп, таков и приход».
Безграмотный мужик, выбранный попом, не имел понятия, как должна проходить воскресная служба. Однако ему нужно было с чего-то начинать. И он не придумал ничего лучше, как предложить прихожанам повторять всё за ним.
Уголёк из кадила попал в голенище сапог новоиспечённого попа, и его дальнейшее поведение превратило происходящее в церкви событие в фарс. Сначала он на протяжении всей службы сначала топал ногами, а потом и вовсе упал на спину и стал трясти ими в воздухе. Не понимая происходящего, крестьяне смиренно повторяли всё за Пахомом.
Конечно, ситуация описана сатирически и вряд ли могла бы случиться в реальной жизни. Однако в ней есть прямой намёк на необразованность простого народа. А пуще того она высмеивает случайных людей, которые, как бы они ни старались и во что бы ни рядились, не пригодны для службы Господу и прихожанам.
Читайте текст русской народной сказки про топот и ляганье онлайн, бесплатно и без регистрации, крупным шрифтом.
В одном приходе не было попа. Собрались миряне попа выбирать. Выбирают из мужиков, а тут пришел мужичок Пахом. Все миряне:
— Ну, Пахом, быть тебе попом!
— Ну что ж, быть так быть.
И выбрали Пахома. Он говорит:
— Ну, миряне, слушайте, православные! Сегодня суббота, а завтра воскресенье. Приходите к службе.
— Слушаем, батюшка!
В воскресенье отправились к обедне миряне. Пришли в церковь. Народу много собралось — надо послушать, как новый поп будет обедню служить. И поп пришел. Вошел в алтарь, надел ризу, вышел из царских ворот и говорит:
— Слушайте, миряне. Что делает поп, то и приход!
Миряне отвечают:
— Слушаем, батюшка!
Вот дьячок подает попу кадило, а в кадиле углей много, так и горит. Взял он кадило и начал махать. Махал, махал, уголек каленый выскочил из кадила да прямо ему в голенище. И пошел поп стучать ногами. Он топчет, и миряне все топчут ногами. Уголек дальше забирается. Ничего нельзя сделать! Поп хлоп наземь, ноги кверху и лягает ногами. И все миряне хлопнулись наземь и залягались.
Один мужичок вышел из церкви, а другой идет в церковь и спрашивает:
— Али уже прошла служба?
— Нет, не прошла. Топанье-то прошло, а теперь ляганье!