Басня «Трудолюбивый Медведь»
Очень часто басни знаменитого русского публициста и поэта Ивана Андреевича Крылова отображали не только сатиру на какие-либо недостатки или пороки общества или личности, но имели совершенно конкретную историческую подоплеку.
Басня о трудолюбивом медведе была написано предположительно в 1817 году, а уже через год опубликована в «Журнале древней и новой словесности». Существует мнение, что это басня явилась своеобразным откликом на указ Александра I, согласно которому должна была быть ускорена работа по составлению каталогов в Публичной библиотеке. Крылов, который работал в данном учреждении с 1812 года, не поддерживал такой суетливости и поспешности, опасаясь за качество такой работы.
Так или иначе, даже без знания возможного исторического подтекста, басня является актуальной по сей день, и воспринимается потомками, как забавная и поучительная история о глупости, гордыне и нетерпеливости.
Герой и сюжет
Главный герой этой остроумной басни — Медведь. Увидел однажды Медведь, как мужик дуги гнёт и продает их. Смекнул наш герой, что это достаточно выгодное дело и решил заняться этим же ремеслом.
Наполнился лес шумом и треском — это Михаил Потапыч гнул деревья. Немало деревьев он погубил: и орешник, и берёзы, и вязы, и ели пострадали от неумелых действий медведя. Не получилось у него ничего!
Расстроенный пошёл Медведь к мужику, спросить, отчего же у него ничего путного не вышло. Мужик разумно заметил, что главное чего не хватает медведю в этом деле — это терпения.
Анализ басни и мораль
Уже по заглавию этой истории читатель чувствует иронию автора. Крылов озаглавил своё произведение «трудолюбивый медведь», но по ходу действия басни, мы узнаем, что мало быть трудолюбивым – гораздо важнее, чтобы активные действия сопровождались умением и навыками.
Любое занятие требует определённых знаний. Очень легко смотреть на какое-то дело, ремесло, профессию со стороны, ведь порою кажется, что в этом нет ничего заумного. Вот и Медведю казалось, что гнуть дуги не великая наука. На деле же бестолковое отношение и неумелые действия главного героя погубили множество деревьев.
Философская мораль басни вложена автором в уста мужика-умельца. Он объясняет медведю о важности терпения в любом деле, подразумевая под этим желание учиться и практиковаться, усердно применяя новые знания в деле. Всё это требует от человека усилий, времени и прилежания. А желание что-то освоить «по-быстренькому» обычно не находит успеха. Неумелыми руками да глупой головой можно и вред нанести, и беды немалые учинить, как произошло с нашим «трудолюбивым» медведем.