Мир сказок разнообразен. Бытовые расскажут о жизни людей, научат управляться с хозяйством, внимательности, осторожности. Сказки про животных поведают о происхождении разных зверей, их особенностях, образе жизни. Но самые любимые сказки для детей – волшебные. Они приглашают малыша в таинственные королевства, знакомят с мистическими существами, учат доброму, светлому. У каждого народа свои истории, разная ментальность. Но сюжеты нередко похожи.
Например, сказки о сводных сестрах, мачехе и падчерице. Девочка растет в счастливой семье, при заботливой матери. Но, когда супруга умирает, отец женится на другой женщине. Которая не готова относиться к ребенку, как к родному, любить, заботиться.
Образ мачехи в устном народном творчестве
Мама всегда самая добрая, мудрая, заботливая, красивая. О любви к матери поется в песнях, пишется в стихах, рассказывается в историях, классических романах. Но мачеха совсем другое дело. Это сложный архетип, всегда отрицательный. Нет в фольклоре сюжетов, где мачеха была бы доброй, хорошей. В детских книгах это всегда злая, как правило, некрасивая, завистливая, жадная, вредная, холодная женщина. Она не любит приемного ребенка, более того, всеми путями старается сжить со свету. В сказках такие новоиспеченные мамы обычно хуже Бабы Яги.
Даже самый юный читатель знает много примеров, когда падчерицу отвозили в лес, отправляли на съедение диким животным, пытались отравить ядом в яблоке, посылали в дом к самым опасным персонажам: Кощею Бессметному, Бабе Яге, Духу Лесному, Водяному.
Психологи считают, что этот образ необходим, появился в текстах для детей не просто так. Мама не всегда добра к ребенку. Она тоже человек, бывает в плохом настроении, расстроена. В общем, не может быть всегда идеальна. Но малышу трудно это понять и принять. Для него мама – это весь его мир. Поэтому негативные черты отделились от материнского образа и нашли свое отражение в мачехе. Сюда можно отнести: злость, раздражение, зависть, желание сделать больно или наказать. Фольклорная мачеха – это психологическая прививка для ребенка, обучающая воспринимать родителей более адекватно.
Польза же архетипа в том, что, как любой негативный персонаж, мачеха через испытания выводит маленького героя на новый уровень личностной зрелости, способствует взрослению, облегчает отделение от семьи.
Мачеха редко бывает одинока. В сказочном мире создается контраст. Своего ребенка женщина любит, а чужого ненавидит.
Две сестры
Мачехина дочка всегда уродлива, неуклюжа, ленива, завистлива, жадна, капризна, зла. Старикова же девочка милая, добрая, красивая, трудолюбивая, умница, рукодельница. Сюжет повторяется из сказки в сказку. Сначала мачеха отправляет на погибель девочку мужа, та возвращается со щедрыми дарами. Из зависти, ревности отправляется туда же своя дочь. Исход плачевен. В мягком варианте она вернется опозоренная ни с чем. В более суровом – привезут лишь косточки героини. Меняются только противоречивые дарители: Баба Яга, Морозко (Мороз Иванович), Метелица, Водяной, Медведь. А в японском варианте в качестве покровителя выступает восточное божество – Дзидзосама.
Тексты разные, содержание немного отличается, но сюжет практически идентичен. Мораль одна: доброта, трудолюбие, искренность, скромность щедро вознаграждается. А злость, зависть, жадность, вредительство, жестокость сурово караются. Детям полезно читать такие книги, они воспитывают лучшие черты личности.
Содержание сказки
Сюжет традиционный. У мужика умирает супруга, но остается малолетняя дочь. Горюет персонаж недолго, женится снова, как правило, на вдове. А у нее своя девочка от первого брака. Поэтому мужнина дочка ей не нужна. Она только хлеб ест, да любовь супруга отнимает. Но малышка трудолюбива, проста, скромна. Она выполняет всю работу по дому. А «своенравная и ломливая», как у А.С. Пушкина, мачеха вместе с ленивой сводной сестрой, только отдыхают, бранятся, да работы подкидывают.
Поэтому падчерица вывозится в лес на погибель. Но добрая девочка умеет подружиться с волшебным лесным зверьем, которое ей помогает. Поэтому возвращается в семью при подарках: золоте и самоцветах. В данном варианте: табун коней и серебро. Тут уж зависит от того, что больше ценится в том регионе, где сказка зародилась.
Завистливая мачеха, не только хочет побольше богатства, но мечтает доказать, что ее дочь лучше во всех отношениях. Ведь она мать, а значит ее ребенок самый замечательный. Поэтому на следующий день, в то же место, везется вторая девушка. Но она не спешит угощать кашей волшебных мышей, а значит помощи не будет. Для этой героини исход печальный.
Текст учит тому, что награда бывает лишь за скромный нрав и доброе сердце. А черствость, жадность будут сурово наказаны.
Читайте русскую народную сказку «Дочь и падчерица» онлайн бесплатно и без регистрации.
Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:
— Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет.
Что делать! Послушал мужик бабу — свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек круп и говорит:
— Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай — сиди да пряди.
Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка — говорит:
— Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!
— Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку — я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.
Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:
— Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.
Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери и шепчет ей на ушко:
— Не бойся, девица! Скажи: давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.
Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкою — не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:
— Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.
Наутро говорит баба:
— Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она в ночь.
Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то он дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:
— Тяф-тяф-тяф! С стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.
— Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!
Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза разгорелись.
— Экая важность! — кричит. — Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.
Повез мужик и бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:
— Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!
— Ишь какая! — закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.
Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни позадула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:
— Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.
Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.
— А, ты вот где! Нá колокольчик, бегай, а я буду ловить.
Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперéчь звенит, а мышка приговаривает:
— Злой девице живой не быть!
Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:
— Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.
Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:
— Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!
— Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!
Собачка съела блин и залаяла:
— Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.
Что ни делала баба с собачкою: и блины ей давала, и била ее, — она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.