О сказке
Русская народная сказка «Добрый поп»
Каждый взрослый, даже самый серьезный и солидный, когда-то был ребенком. И, конечно, любил сказки. Ведь их невозможно не любить. Добрые детские истории учат нас первым жизненным истинам. Важно быть смелым, как Иван Царевич, умным, как Василиса Премудрая, по-хорошему хитрым, как Лисичка-сестричка, находчивым, как Мальчик с пальчик. А еще сказка дарит навсегда веру в чудо, которой так не хватает в мире больших, хмурых, вечно занятых взрослых.
Сказки знакомят малышей с людьми разных профессий. На страницах детских книг мы встречаем крестьян, охотников, рыболовов, плотников, пастухов, сапожников и других ремесленников. Ребенок с ранних лет понимает, как важно уметь что-то полезное, выполнять хорошо и качественно свою работу, быть профессионалом. Среди всех работников особняком в сказках стоят представители духовенства.
Образ попа в русских народных сказках
Образ духовенства в русском фольклоре и литературе – тема сложная, неоднозначная. Если взять авторские произведения, то особенно этой темой удивляют писатели, которые в силу жизненных обстоятельств, были глубоко в нее погружены. Это мы видим у Лескова – сына священнослужителя. И у Булгакова, рожденного от родителей, происходивших из двух старинных церковных родов. Сказка для детей не несет в себе такого глубокого анализа духовенства. Но образ священника предстает в ярко выраженном негативном свете, облеченном в юмористическую форму. Художественное воплощение священнослужителей в отечественном фольклоре доведено до абсурда. В русской народной сказке мы неизменно видим глупого, толстого, хитрого, жадного, завистливого батюшку: «поп, толоконный лоб».
Дело в том, что сказки создавались простым народом, крестьянами, пропадающими весь день в поле. Им нужно было как-то отвести душу, поделиться несправедливостью жизни. И здесь русскому человеку всегда помогал юмор. Забавные истории про алчных, лицемерных попов, наделенных двойными стандартами, грешных появлялись от обиды. Ведь духовенство всегда жило лучше своих прихожан, собирая с них подати. И трудягам казалось, что батюшка жирует за их счет, ничего не делая. В понимании крестьян, священник должен быть идеальным, поэтому народ удивлялся, поймав дьякона на нарушении одной из заповедей.
Но духовенство не в обиде. Например, протодиакон Андрей Кураев считает, что народная сказка не имеет возрастных ограничений. Созданная взрослыми, ими же рассказанная, она в большей степени предназначалась для старших жителей избы. Поэтому он сторонник адаптировать этнологические сказки для детского восприятия. При этом, уверен, что пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде» читать детям можно и нужно, ведь она смешная тем, что священник в ней ведет себя «неожиданно».
Добрый поп
Положительный образ православного батюшки редкий для русского фольклора. Сказка «Добрый поп» в этом плане нейтральна. И специальной адаптации не требует. Читать ее можно даже самым маленьким. Сюжет книги простой, понятный малышам. Текст хорошо структурирован, есть цикличность событий. Содержание не включает сложных ситуаций, требующих глубокого анализа для ребенка.
Сюжет сказки
Соответствуя классике жанра, история повествует о попе, нанявшем себе на работу крестьянина. Предполагалось, что тот будет помогать батюшке в делах хозяйственных. А помощь будет оплачена и едой в том числе.
Пришло время сенокоса – время тяжелого, монотонного, но ответственного труда. Поп, как в любой сказке, толстый, а значит любит покушать. Поэтому велел жене подать плотный завтрак. Поели они с работником, надо в поле идти. А священнику лень, работать он не привык. Поэтому велит попадье еще и обед подать. Вроде как, чтобы потом время на еду не тратить, а пробыть в поле подольше. И так они до ужина доелись. А после такого плотного приема пищи работать невозможно. Да и после ужина спать полагается, что работник поспешил осуществить.
Мораль понятна даже детям. Очень часто люди откладывают дело, думая вот сейчас поем, отдохну, а потом как навалюсь и все сделаю. Но это, к сожалению, не работает. Еще один важный момент в том, что работнику надо платить за выполненный труд, за результат, а не авансом. Оплаченная заранее работа выполняется редко. Даже, если исполнитель достаточно ответственен, ему тяжело взяться за дело, если награду он уже получил, да истратил. Все должно быть вовремя.
Читайте русскую народную сказку «Добрый поп» онлайн бесплатно и без регистрации.
Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой.
— Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю.
Пожил работник с неделю, настал сенокос.
— Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, перекочуем благополучно, дождёмся утра и пойдем завтра косить сено.
— Хорошо, батюшка.
Дождались они утра, встали рано. Поп и говорит попадье:
— Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем на поле косить сено.
Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику:
— Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить порядком. Поп говорит работнику:
— Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить до самого полдника без роздыха.
— Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем.
— Подавай, матка, на стол обедать, — приказал поп жене.
Она подала им и обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты.
Поп говорит работнику:
— Давай, свет, за одним столом и пополуднуем и будем косить до самого ужина.
— Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!
Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты.
— За равно, свет, — говорит поп работнику, — давай заодно и поужинаем, а заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем.
— Давай, батюшка.
Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.
Работник схватил свой армяк и собирается вон.
— Куда ты, свет? — спрашивает поп.
— Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться.
Пошел в сарай и проспал до света.
С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.