Давно известно, что для полноценного развития ребенка необходимо его приобщение к социальным, культурным и нравственным нормам общества. Чтение книг в этом процессе играет очень важную роль. От того, какую литературу выберет родитель для своего ребенка, во многом зависит формирование его личности. Русская народная сказка в этом процессе играет колоссальную роль. Она может стать средством воспитания малыша, поможет ребенку понять важные истины, сформировать правильное отношение к поступкам других людей и скорректировать собственное поведение. Кроме того, чтение сказок позволяет развить у ребенка важные коммуникативные и интеллектуальные навыки: благодаря чтению русских сказок обогащается словарный запас ребенка, формируется умение правильно выразить мысль и т.д.
Приобщение ребенка к миру народной культуры лучше всего начинать со сказок о животных, т.к. именно эта разновидность сказки является наиболее реалистичной, что дает возможность крохе идентифицировать себя с близким ему персонажем. В этих сказках нет сложных, замысловатых сюжетных ходов и запутанных повествовательных линий, которые трудны для детского восприятия в раннем возрасте. Именно такой сказкой является русская народная сказка «Лиса-повитуха».
Краткое содержание и основные действующие лица
Для того чтобы пересказать сказку «Лиса-повитуха» понадобится всего несколько предложений: у волка и лисы, которые вместе жили, был на чердаке запас меда. Лиса не утерпела и решила полакомиться сладеньким тайком от кума, для этого она три раза притворялась, что ее зовут «на повой» (принимать роды) и якобы уходила из дома. Сама же в это время уничтожала общие припасы. После того, как волк обнаружил пропажу, лиса обвинила в краже его самого и предложила нехитрый способ проверки: у кого мед на солнце вытопиться, тот и виноват. Обмазав спящего кума вытопившемся из нее медом, лиса избежала справедливого наказания.
Основная мысль и мораль сказки
Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость этой сказки, в ней содержится важный психологический компонент: ребенок должен научиться не только радоваться добру, но и распознавать зло, которое часто в реальной жизни не получает должного наказания. Отсутствие справедливого наказания дает возможность ребенку самому порассуждать и сделать выводы из прослушанного текста. Кроме этого, данная сказка дает четкое понимание, что слова не всегда правдивы, не стоит верить всем на слово.
Как правило, в русской народной сказке хитрость является пороком и подвергается высмеиванию и осуждению. Сказка «Лиса-повитуха» — исключение, здесь предметом осуждения скорее является глупость и чрезмерная доверчивость волка. Но, при этом, четких нравственных акцентов в сказке нет, что позволяет ребенку самому решить, чью сторону занять и в пользу какого персонажа сделать выбор.
Полный текст сказки «Лиса и медведь» доступен к чтению-онлайн на сайте бесплатно и без регистрации.
Жили-были кум с кумой — волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке да украдкою постукивает хвостиком.
— Кума, кума, — говорит волк, — кто-то стучит.
— А, знать, меня на повой зовут! — бормочет лиса.
— Так поди сходи, — говорит волк. Вот кума из избы да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.
— Что бог дал? — спрашивает волк.
— Початочек, — отвечает лисица. В другой раз опять лежит кума да постукивает хвостиком.
— Кума! Кто-то стучится, — говорит волк.
— На повой, знать, зовут!
— Так сходи.
Пошла лисица, да опять к меду, нализалась досыта; медку только на донышке осталось. Приходит к волку.
— Что бог дал? — спрашивает ее волк.
— Серёдышек.
В третий раз опять так же обманула лисица волка и долизала уж весь медок.
— Что бог дал? — спрашивает ее волк.
— Поскрёбышек.
Долго ли, коротко ли — прикинулась лисица хворою, просит кума медку принести. Пошел кум, а меду ни крошки.
— Кума, кума, — кричит волк, — ведь мед съеден.
— Как съеден? Кто же съел? Кому окроме тебя! — погоняет лисица. Волк и кстится и божится.
— Ну, хорошо! — говорит лисица. — Давай ляжем на солнышке, у кого вытопится мед, тот и виноват.
Пошли, легли. Лисице не спится, а серый волк храпит во всю пасть. Глядь-поглядь, у кумы-то и показался медок; она ну-тко скорее перемазывать его на волка.
— Кум, кум, — толкает волка, — это что? Вот кто съел!