О сказке
Русская народная сказка «Поп на празднике»
Русские народные сказки по достоинству занимают почётное место в национальной литературе. Это устное народное творчество богато особыми чертами, отражающими мудрость великого народа, его житейский опыт и духовные ценности.
Так уж сложилось, что сказки не всегда носят фантастический характер. Очень часто сюжет этнических произведений основан на бытовых или социальных конфликтах. Один из популярных персонажей в таких сказочных историях – священнослужитель: поп, дьякон, дьячок или архиерей.
В русской народной сказке «Поп на празднике» главным героем выступает деревенский поп. Этот образ вобрал в себя характерные черты, приписываемые всем сказочным священнослужителям: чревоугодие и алчность.
В праздничный день от дома к дому пошёл сельский поп, чтобы освятить жильё и благословить всех прихожан. Только, заходя в каждую избу, священник не очень-то интересовался потребностями живущих в них людей.
Окропив углы дома святой водой, он начинал машинально раздавать благословение. Об этом в сказке говорится так: «сует крест – кому в глаз, кому в лоб». Попа больше всего интересовало, какое у прихожан будет праздничное угощение. И ничего-то нельзя было скрыть от его алчных глаз: видел всё, что на столе стоит, да в печи варится-жарится.
Сам, вроде бы пришёл по долгу службы, а старался всё время быть поближе к столу. И всё ему годилось в еду, попробовал и пирога рыбного, и киселя. Да ел так, что аж «скулы потрескивали» и дышать тяжело было.
Крестьяне только диву давались такой жадности: поп съел рыбник с костями, а кисель как слизал с блюда. Поэтому поповские наставления: «Бойтеся греха и ада» – звучат комично на фоне такого поведения. Чревоугодие – один из смертных грехов. Но, видно жадность священника была больше, чем служебный долг. Потому и возникла в народе поговорка: «ало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса».
Читайте текст русской народной сказки о празднике и попе онлайн, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Был у нас в Шуньге жадный поп. В праздник пошел с крестом по избам. Войдет, побрызжет святой водой по углам — и давай ему то-сё.
Вот вошел, сам на стол поглядывает:
— Бла-а-гослови бог! (А хорош ли пирог?)
Благословляет, сует крест — кому в глаз, кому в лоб. А сам ногою топ-топ. К столу, значит, ближе.
— Православные, живите дру-ужно! (А к киселю молока нужно.)
— Во имя отца и сына, и святого духа! (А в рыбнике запеклась муха.)
— Бойтеся греха и ада-а! (Покормить попа надо.)
Да и насядет. Только скулы потрескивают. Рыбник — так с костями, кисель — с блюда слизом. Наестся так — едва дышит.
— Мир дому сему, отныне и до века-а! (Накормили человека.)
Да в новую избу.