О сказке
Русская народная сказка «Поп и дьякон»
Русские народные сказки – это сокровищница национального фольклора. В ней собраны не только увлекательные и волшебные истории, в которых происходят чудесные события. Особое место в череде этих произведений занимают сказки на бытовую тему.
Сатирическое начало, заложенное в них, ярко отображает симпатии и антипатии русского народа. Люди труда изображались умными, находчивыми, добрыми и честными. В то время как богачи: помещики, купцы и священники всегда отличались своей скупостью, жестокостью и глупостью.
Так в русской народной сказке «Поп и дьякон» повествуется о вороватых и глупых священнослужителях. Это сословие всегда остро высмеивается в фольклорных произведениях за ненасытную жадность и необыкновенную глупость, беспримерную продажность и необразованность.
В бедной сельской церкви служили поп и дьякон. Этот деревенский приход был настолько бедным, что батюшка со своим помощником не имели ни еды, ни одежды. Когда человек беден, то он старается найти какую-либо работу, чтобы прокормить самого себя.
Но главные герои этой сказки – поп и дьякон – не привыкли работать. Поэтому они избрали другой способ обогащения, который им был ближе. Плутоватый дьякон предложил попу наживаться на прихожанах за счёт воровства и обмана.
Они распределили между собой роли: дьякон воровал и прятал крестьянских лошадей, а поп выдавал себя за чернокнижника, умеющего гадать. Узнав от своего помощника, где он прячет ворованных коней, батюшка якобы помогал пострадавшим прихожанам найти пропажу.
Сказочника, создавшего это произведение, нисколько не смущает, что служители культа, которые должны следить за моральным обликом рядовых прихожан, сами оказались ворами и мошенниками. Поэтому и появилась в народе такая поговорка: «Попу да вору всё впору».
Читайте русскую народную сказку «Поп и дьякон» онлайн, бесплатно и без регистрации, крупными буквами.
Жили-были поп да дьякон. Приход бедный был, не во что ни обуться, ни одеться, и в изголовье положить нечего. Вот и придумали они, как на сапожишки разжиться. Дьякон говорит:
— Давай-ка, поп, я буду воровать, а ты будешь ворожить.
Поп спрашивает:
— Чего будешь воровать?
— Лошадей! Буду их прятать. Ты будешь деньги брать — про лошадей рассказывать.
Вот дьякон пошел ночью, тройку увел и в овраг свел.
— Ну, поп, я тройку увел и в овраг свел. Пришлю к тебе мужиков, ты будешь гадать, по черной книге читать, по сотне рублей денег брать. Чур, деньги пополам!
Вот дьякон увидал мужиков, у которых лошадей украл, и сказал им:
— Идите к попу: он вам про лошадей погадает.
Мужики обрадовались, скорехонько к попу собрались.
— Ох ты, батюшка, отец духовный, ты видишь свет: не знаешь ли, где наших лошадей след?
— Ничего, друзья, не знаю, разве в черну книгу погадаю — все узнаю. Придите наутро.
Пришли они наутро, сказал поп:
— Ну, мужички, ваши лошади в лесу: дорогу только я вам не скажу, дайте сотенку рублей!
— Сотенку дадим, только путь-дорогу расскажи, до коней доведи.
Мужики сотенку вынимали, алчному попу в руки давали. Сотенку поп взял, про лашадей им рассказал:
— Идите в поле, лошади в рву стоят, аржану соломушку едят.
Мужики в поле пошли и лошадушек нашли.
Назавтра праздник — воскресенье, к обеденке — дон-дон! Вот пришли добрые люди к обеденке, стали молиться. Обеденка отошла, дьякон лист бумаги берет, нову проповедь читает:
— А послушайте, миряне, что я вам буду читать! У нас приход-от бе-е-дный, корми-и-ться нам не-че-м; дьякон собирал-ся лошадей во-ро-вать, а попу-то велел во-ро-жить. Слышите ли, миряне? Свел дьякон трой-ку ло-ша-де-ей, отвел в о-враг, по-пу-то ска-за-ал; он в черной книге у-зна-ал, а с мужиков сотню рублей взял и про лошадей рассказал…
А поп-то и говорит:
— Сказал ду-р-а-ак, ду-р-а-ак дьякон, не во все лю-ди бя-кай, знай ты да я! И обедня, братие, вся-я!