Во взрослой жизни очень важно уметь распоряжаться своим временем. Это – залог успешности в любом деле. Но как объяснить необходимость распорядка и дисциплины ребенку?
Прежде всего, не стоит впадать в крайности. Режим дня не следует воспринимать как догму, как правило, которое нельзя нарушать. Ориентируйтесь на потребности и характер малыша, стройте график в соответствии с этим. Просто внимательно наблюдайте за своими детьми – и все получится.
Зачем нужен режим?
Все процессы в нашем организме цикличны, повторяются с определенной периодичностью. Получается, что склонность к распорядку уже заложена в человеке с рождения. Даже у новорожденных есть свой график питания, сна, бодрствования. Но это не всегда устраивает родителей. И тогда мы меняем этот порядок так, чтобы все члены семьи были довольны.
Во всем мире давно отказались от кормления младенцев по часам. Кроха сам определится со своим ритмом, причем довольно быстро. Придерживайтесь того, что ребенок вам предлагает, но при необходимости мягко корректируйте. Это и будет первым навыком дисциплины.
Чем старше становятся дети, тем актуальнее вопрос режима дня. Малыш пойдет в садик, потом в школу – ему придется подстраиваться под определенное расписание, подчиняться общим правилам. А чтобы избежать стресса, прививайте ребенку необходимые навыки и привычки заранее.
Педиатры считают, что соблюдение режима дня напрямую связано с гармоничным развитием и крепким здоровьем детей. Сон, прогулки на свежем воздухе, еда, досуг… Это все укрепляет иммунитет, поскольку организм привыкает к тому, что одни и те же действия производятся в строго определенное время.
Как же приучить ребенка к распорядку дня?
Без принуждения и слез. Здесь есть свои тонкости. Нельзя ставить кроху перед фактом, заставлять с определенного дня жить в новом режиме. Лучше воспользоваться некоторыми педагогическими приемами и специальными методиками.
Чудо-часы. Сделайте часы из картона, на которых возле цифр будут картинки с определенными действиями. Пусть малыш переставляет стрелки сам – это дисциплинирует и напоминает о ежедневных делах.
Магниты. На обычные сувенирные магниты, которые мы часто привозим из поездок, наклейте картинки с необходимыми в этот день действиями. Дверцу холодильника или специальную доску разделите маркером пополам. По мере выполнения ребенком переставляйте магниты из одной половины на другую.
Веселые картинки. Все дети очень любят играть и смотреть мультики. Попробуйте совместить это в приучении ребенка к режиму дня. Вместе с малышом нарисуйте его любимых мультяшных героев, которые будут выполнять обычные действия по часам: просыпаться, вставать, делать зарядку, чистить зубы и т.д. Крохе наверняка захочется повторить все это за ними.
Не стоит отступать от принятого режима дня, но иногда можно пойти на маленькие хитрости. Ребенок никак не может уснуть? Разрешить ему полистать сказки с картинками, лежа в кровати. Не хочет одеваться в садик? Пусть сам выберет себе одежду и обувь по сезону. Почувствовав себя взрослым и самостоятельным, малыш охотнее согласится на ваши правила.
Все члены семьи должны быть единодушны в вопросах режима дня и дисциплины. Если взрослые не соблюдают распорядок, бессмысленно требовать этого от детей. Для ребенка всегда важен пример родителей, поэтому начинайте воспитание с себя. Не забывайте хвалить малыша за хорошее поведение, отмечайте, если он сам, без напоминаний, убирает игрушки или идет умываться и чистить зубы. В помощь стоматологу приборы для лечения зубов посмотреть тут.
Золотая середина. Слишком плотный график так же вреден для детей, как и полное его отсутствие. Очень важно составлять режим с учетом характера и темперамента ребенка. Обязательно оставляйте свободное время, когда кроха может играть, гулять, просто отдыхать. Это позволит ему быстрее привыкнуть к режиму, не будет утомлять.
Не существует идеального графика. Важно учитывать биоритмы, состояние здоровья, стиль жизни семьи. Понятно, что для дошкольника и ученика режим дня будет отличаться. Не забывайте о режиме в выходные и праздники, иначе потом окажется сложнее вернуться в привычный ритм. Главное – найти оптимальный баланс между активностью и отдыхом.