Лаковые миниатюры зародились в Китае. На Русь расписные лаковые предметы попали благодаря торговле с востоком к 17 веку. При Петре I в Петергофе расписали по-китайски 94 лаковых картины. Купить картину срочно http://artofrussia.ru/where-tobuy-paintings.html . Затем живопись лаком начали преподавать в Академии художеств. Вокруг российских столиц появилось много производств. До сегодняшнего дня сохранилось четыре центра по созданию лаковой миниатюры: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.
Производство красивых миниатюр в небольшом селе Федоскино наладил в 19 веке наследник фабриканта Коробова — Петр Лукутин. Он сделал ставку на близкие россиянам чаепития, тройки и, конечно, сюжеты сказок. Художников-федоскинцев отличала красочная многослойная техника, требующая длительного кропотливого труда. Их мастерство было подчас по-настоящему ювелирным. Часто живопись создавалась на перламутровых вставках, фольге из серебра или сусального золота. В белильную основу подмешивали алюминиевый или бронзовый порошок. Кроме того, роспись украшали специальным узором из золота и серебра — сканью. Художники обучались при фабрике, а наиболее способные уже в Строгановском училище. В 1933 году в Федоскино открыли художественную школу, позднее – училище. Сейчас в федоскинском училище профессии миниатюриста обучаются 4-5 лет, проходят основные дисциплины: рисунок, композицию, живопись.
О высоком уровне мастерства иконописцев Палеха говорит то, что им доверяли роспись Грановитой палаты в Кремле, икон Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры. После революции палехская роспись не канула в лету благодаря потомственному иконописцу и реставратору Ивану Голикову. Расписанные им в лаковой технике шкатулки вызвали сенсацию на европейских выставках. Это в свою очередь привлекло отечественных специалистов. В результате в Палехе возродили производство, обучение мастеров, а при Артели живописи появился музей. Русская темперная роспись получила новую жизнь. До сих пор, выполненные золотистой краской по черному фону, прекрасные и утонченные образы передают нам старинные былины и волшебные сказки, храня в себе исконную технику письма русской иконы.
Художники Богоявленского монастыря из села Мстёра Владимирской области создавали иконы в миниатюре, позднее показали технику жителям села. Мстёрские мастера использовали старообрядческие принципы иконописи, голландские пейзажи, лубочную живопись и персидский узор. Собственная неповторимая манера Мстёры заключается в том, что живописцы не используют черный фон. Отчего их лаковые миниатюры, написанные в нежных светлых тонах, смотрятся чистыми и праздничными.
Холуйская лаковая миниатюра пришла к нам из Ивановской области. Предки современных художников тоже были иконописцами и в свое время создавали иконы Троице-Сергиевой лавры. После Октябрьской революции местные мастера, аналогично палехским, занялись росписью шкатулок, а затем и других женских безделушек. Чаще всего они рисовали картины природы, архитектуру, события истории и, конечно же, фольклор. Постепенно у местных художников выработался особый стиль: лаконичная и объемная картинка и минимум деталей. Часто на картинах холуйской росписи используется крупный план. Обрамлялись миниатюры золотым орнаментом.
Лаковые миниатюры как нельзя лучше всего подходят для изображения волшебного мира русской сказки. Традиционным сюжетом росписи являются русские народные сказки, пушкинские сказки и уральские сказы П. Бажова.
Неспешное рассматривание сказочных картин рождает положительные эмоции, благодаря чему неизменно находится отклик у зрителя. Сегодня в искусстве мода на авангард и эпатаж, подчас невольно вызывающие негативные чувства и агрессию, лаковые же миниатюры отличает искренность и душевность. Что немаловажно для воспитания художественного вкуса подрастающего поколения.
Причем не имеет значения, холуйская это роспись, палех или иная техника, тончайшее мастерство художника раскрывается в каждой миниатюре. Для того чтобы рисовать лаковую миниатюру, нужно не только много лет учиться, но и обладать определенным талантом.