Описание народного костюма включает в себя рассказ не только о самом костюме, но и, обычно, рассказ о том, в каких условиях образовывалась культура и уклад быта того народа, о котором идет речь.
Прежде всего, это важно для понимания того, как именно использовался тот или иной элемент костюма — ведь все они устроены так, чтобы обычному человеку в них было легко и удобно заниматься коренными промыслами, будь то охота, собирательство или рыбалка.
Например, описание народного костюма для Украины обязательно будет включать в себя упоминание о заимствовании многих элементов у народов Кавказа — именно там доводилось стоять казачьим войскам некоторое время. Этого времени хватило, чтобы позаимствовать бурку и черкеску в свой наряд, незаменимые вещи для военного люда в условиях похода.
Но, пожалуй, наиболее четкое и точное описание народного костюма обычно дают… сказки! Вот, например, понять, что раньше на Руси не было лаптей, дает сказка о Кощее Бессмертном, где девушка «семь железных сапог сносила».
И действительно, не носили раньше лаптей, они пришли только в позапрошлом веке. . . А до этого носили куда как более практичные сапоги, и женщины, и мужчины.
Лапти появились позже и только преимущественно, как летняя обувь. Да и сарафан, как традиционная одежда, появился позже — немалую роль в этом сыграли художники, которые находили женщин в сарафанах весьма живописными, поэтому многие наши современники думают, что сарафан — это классическая одежда женщин на Руси. Литература себе такого не позволяла.
Да и вообще, литература, как ничто другое, дает более подробное описание народного костюма.
Часть из костюмов историки восстанавливали как раз по летописям, сказаниям и записям. Так, части русских воинских нарядов были взяты (вернее, их описания) из «Слова о полку Игореве». Других свидетельств просто-напросто не сохранилось.
Многие подробные описания народного быта также заимствовались у писателей, так, к примеру, у Гоголя есть прекрасные подробные описания быта казаков.
И не просто так — ведь именно писатели не только ездили по тем местностям, чьи обычаи они хотели описывать, но и обладали хорошим слогом и метким глазом. Это позволяло им вычленить главные элементы костюма и в точности их описать.