Сказки отражают традиции, колорит и ценности народов. Впитываемые с молоком матери, сказки обладают глубинным смыслом, который всегда пригодится в жизни.
В сказках часто затрагивались тема семьи, наследства и справедливости. Младшие дети всегда наделялись в обществе некоторыми преимущественными правами наследования. Отсюда — сказки о наследстве: при разделе младший обделен, получает только Кота, или только Собаку (в китайских сказках), или только маленький клочок поля, но это малое наследство оказывается чудесным («Кот в сапогах»).
«Мачеха» и «падчерица» же как термины и социальное явление ведут своё начало с первобытного времени с его классификационной системой родства (к классу матерей относились все сестры матери и жены отца, которых брали из определенных родов). Только с нарушением запрета брать жен «издалека», за пределами племени или родственных племен (а это нарушение возникло при вытеснении рода малой семьей), появились «мачеха» и «падчерица».
Например, в исландских сказках прямо рассказывается, что Конунгу привезли жену не оттуда, откуда полагалось, и таким образом появилась злая мачеха, ведьма. Падчерице обычно помогает покойная мать или духи — покровители материнского рода. Таким образом, жертвы распада родовой системы и отклонения от родовой модели становятся излюбленными героями волшебной сказки.
Уже в рамках более современных сказок начинается некоторое повествовательное распространение, которое интенсифицируется при переходе к волшебной сказке. Сюжетное разрастание осуществляется за счет суммирования мотивов, их знаковой инверсии, метонимического и метафорического преобразования, введения негативных параллелей, ступенчатого строения (от достижения средств к достижению цели), наконец, идентификации (выясняется, кто истинный, а кто мнимый герой, кто истинная «забытая» невеста, «подлинная» жена и т.п.).
Сказка оказывается своеобразной прародительницей по отношению к структуре классической модели общества.