Дети за чтением сказок или просмотром мультфильмов уносятся в мир фантазии. На месте сказочных царевичей, Иванушек и Аленушек видят себя. У современных детей есть возможность очутиться по ту сторону экрана и самим стать героями захватывающих приключений, поучаствовать в квесте.
Квесты в Москве с детьми предлагают разные сценарии семейного времяпрепровождения. Например, можно побывать в стране Смешариков, где ребенку вместе с товарищами или родителями предстоит спасти любимого мультяшку, который превратился в гусеницу. Или спуститься в подземелье Красных Гномов и сразиться с могущественным Темным Магом, являющимся воплощением Зла. Можно и повстречаться с Бабой Ягой.
Баба-Яга самый узнаваемый персонаж русской сказки – загадочная старушка, злая ведьма, которая стремиться насолить героям или вполне миролюбивая колдунья, которая поможет найти дорогу в тридевятое царство, даст живой и мертвой воды, одарит ковром-самолетом или гуслями-самогудами.
Баба Яга. Кто она такая?
Любой ребенок сможет без труда описать этот образ: старуха с седыми растрепанными волосами, непременно в грязной рваной одежде, скорее всего сгорбленная и беззубая. Проживает она в старой избушке на курьих ножках где-нибудь в непроходимой чаще, иногда ее дом для пущего устрашения окружен забором из человеческих костей. Ведьма готовит разные снадобья и травяные сборы, знает много разных заговоров и передвигается исключительно в ступе. В прислужниках у Яги старый ворон или черный кот, самые мистические животные в русской культуре.
Но не каждый знает, что фольклорная старуха имеет мифологические корни. Было у древних славян такое божество, которое встречало умерших на пороге смерти и провожало их в царство мертвых. Не случайно герои сказочных историй попадают в чужие заколдованные земли именно посредством Бабы Яги. Вспомните, как в сказке Заколдованная королевна хитроумный солдат, пытаясь найти свою возлюбленную в «безвестных странах», обращается за помощью к колдунье. Подобных сюжетов множество в народной сказочной культуре.
У образа Бабы Яги есть и обрядовый смысл. Подростки на Руси должны были пройти обряд инициации, посвящения, после которого они переставали считаться детьми и переходили в мир взрослых. Проводил этот ритуал некий жрец или жрица, именно в этой роли и выступает ведьма в сказках, сохранивших отголоски ритуального действа. Она похищает детей, сажает их на лопату, чтобы зажарить в печи и съесть. Но смышленым ребятишкам удается перехитрить злую колдунью. Таким способом они проходят нужное испытание и становятся членами взрослого общества.
Амплуа Бабы Яги
Яга – чаще всего отрицательный персонаж, она строит козни, возводит всевозможные препятствия на пути достижения главным героем или героиней цели, похищает маленьких детей, желая ими полакомиться (Гуси-лебеди, Баба Яга). Иногда за помощью к злобной ведьме обращаются, чтобы извести свою соперницу (Сказка о Василисе Прекрасной).
Однако среди многообразия фольклорных текстов найдется немало таких, где Баба Яга служит положительным героям, оказывается на стороне Добра, а не Зла («Баба Яга и зайчата»), оказывается покровительницей: кормит, поит, моет в бане, одаривает волшебными подарками.
В любом из этих амплуа Баба Яга является повелительницей сил природы: ей подвластны ветры и дожди, ее слушаются звери и деревья, по ее указке любая стихия выполнит важное поручение и либо накажет, либо поможет герою.
С добрым проявлением волшебницы дети столкнутся в квесте Тайна Бабы Яги. По замыслу игры исчезла не волшебная царевна и не возлюбленная главного героя, а сама Баба Яга. Дети, вовлеченные в поиск, повстречают на пути к цели многих сказочных персонажей и познакомятся с ними уже не в своих мечтах, а наяву.