О сказке
Русская народная сказка «Как дела в Ростове?»
В русском народном творчестве существуют несколько направлений. К одному из них относятся сказки-прибаутки. Изначально они создавались для маленьких детей, чтобы ребенок знакомился с новыми словами в игровой форме.
Все сказки являются выдумками, но прибаутки особенно выделятся в этом ряду. Речь в них идет уж совсем о небылицах. Такие короткие сказки-представления в старину часто разыгрывали пред зрителями один или несколько участников, обычно сидя за ширмой и показывая деревянных кукол. Излюбленным народным героем был Петрушка. Он выступал в роли заступника всех слабых и обиженных. От Петрушки и попу-жадюге доставалось, и мельнику-обманщику, и купцу-хитрецу.
Но напрямую, про обман народа говорить было опасно, могли и в тюрьму посадить, поэтому часто разыгрывались представления, на которых участники иносказательно высмеивали господ-угнетателей и попов-тунеядцев.
По осени, после сбора урожая, из деревень приезжали семьи на сельские ярмарки продать излишки своей сельскохозяйственной продукции и подкупить на зиму лаптей, да ситчику себе на рубаху, да сарафан жене, дочке купить алую ленту в косу, а сыну подростку-картуз. После тяжелого летнего труда, сельский люд имел возможность хоть немножко расслабиться и отдохнуть. Все тянулись туда, откуда звучали шутки и звонкий смех. Люди с удовольствием смотрели на подобные примитивные представления, где речь шла о понятных простому народу вещах.
О чем же нам повествует данная сказка?
Встречаются два друга, один из которых проживает в Ростове. И вот тут начинаются настоящие небылицы. Зрители радуются, что такие глупости не у них происходят, а в каком-то Ростове. А кто ж его знает, где этот Ростов находится? При фразе «архиерей женился», народ улыбался, все знали, что тем запрещено иметь семью. Но смеяться громко побаивались. Рядом мог находиться городовой, который смотрел за порядком и следил, как бы комедианты чего лишнего не наговорили. А услышав фразу про свиней, с подвязанными хвостами, запряженных в кареты, да еще умеющих свистеть, зрители хватались за животы в приступах смеха.
Эти шутки были просты, понятны всем, и служителям власти придраться было не к чему. Петрушка просто болтает всякую ерунду, что ему в голову взбредет. И у собеседника тоже вместо головы-деревяшка. А в деревянной голове умных мыслей просто не может быть.
Далее, по ходу действия идет вопрос еще более несуразный, чем первый, про пшеницу, посеянную бабами на печке. Ничего, более глупого и придумать нельзя. Посев и уборка пшеницы было тяжелым делом, знакомым с детства. Не знать этого могли только избалованные и не знающие тяжелого труда барские дети. А простой народ от души потешался и веселился над незадачливыми вопросами и ответами.
И последний вопрос про гуляющих по полю рыб, тоже радовал зрителей. Все же знают, что рыба жить может только в воде, на суше она погибает. Ребятишки летними вечерами сидели по берегам рек с удочками, принося домой окуньков и ершиков. Пойманная рыба хоть немного вносила разнообразия в скудную крестьянскую еду.
Ну что же, задача комедиантов выполнена. Народ хоть немного отдохнул, посмеялся. И долго будет вспоминать в зимние вечера небылицы, происходящие в каком-то Ростове.
Читайте русскую народную сказку «Как дела в Ростове?» онлайн бесплатно и без регистрации.
— Брат, здорово!
— Брату челом!
— Ты, брат, отколе?
— Я из Ростова.
— А что, говорят, в Ростове-то архиерей женится?
— Вчерась я пошел, сегодня пришел; случилось мне мимо ростовского архиерейского дома идти: стоят кареты смазаны, свиньи запряжены, хвосты подвязаны. Засвистали, поскакали, не знаю куда.
— А что, говорят, в Ростове бабы-то пшеницу на печке посеяли?
— Вчерась я пошел, сегодня пришел; случилось мне мимо ростовских печей идти — жнут бабы пшеницу.
— А что, говорят, в Ростове-то озеро сгорело?
— Случилось мне мимо Ростовского озера идти: щука да караси по лугам, язи да окунье по елям, а плавает ершишко-голышка, глазоньки покраснели, перышки подгорели.