О рассказе
Рассказ Льва Толстого «Косточка»
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Косточка» вошел в сборник «Новая азбука», напечатанный в 1875 году. Сюда вошли произведения, опубликованные ранее в книге «Азбука», а также новые рассказы и сказки.
«Азбука» Толстого имеет характер учебной литературы, автор писал ее с целью создать некую воспитательную программу для простого народа. Обучением крестьян Лев Николаевич занимался в своей усадьбе в Ясной Поляне. Печатное издание должно было стать подспорьем в его педагогической деятельности.
Все произведения, вошедшие в сборник, объединены основной педагогической идеей писателя – детская литература должна учить ребенка. Поэтому большая часть рассказов имеет четкий назидательный потенциал, который не спрятан за изысканной художественной формой – Толстой не украшает тексты, все они лаконичны и просты для восприятия.
Рассказ «Косточка» — это небольшая зарисовка семейной сцены, в которой отец с помощью хитрой уловки изобличает проступок сына, съевшего без спроса сливу. Толстому даже в таком коротеньком повествовании удается со свойственным ему мастерством передать психологическое состояние персонажей. Главный герой – мальчик Ваня, краснеет, когда обнаруживается пропажа сливы, бледнеет при упоминании «смертельного» эффекта от съеденной сливовой косточки и плачет, когда понимает, что разоблачен. В этих финальных слезах столько чувств: раскаяние о неблаговидном поступке, обида на смех окружающих, возможно, страх наказания.
С самого начала истории читатель наблюдает за нравственными движениями главного героя: он колеблется и долго не решается попробовать сливу, но в итоге любопытство одерживает верх над внутренними запретами. Автор так выстраивает сюжет, подбирает такие словесные выражения, что каждый читатель может почувствовать сомнения и колебания героя, то, как он борется сам с собой.
Замечательным образом показаны в рассказе родители Вани: они не кричали и не грозили разоблачением, когда не досчитались одной сливы, нет здесь и чтения нотаций. Отцу легко удается выявить виновника, а наказанием ему служит всеобщий смех.
В таком коротком рассказе Толстому удается уместить внутренний мир ребенка, контрастно изобразить все его переживания и дать читателям четкое представление о неблаговидных поступках.
Простота стиля нарочито подчеркнута, т.к. по мнению автора сложные композиционные и художественные приемы только усложнят восприятие текста и разрушат их основную функцию – воспитательную.
Чему учит маленького читателя именно эта история?
В первую очередь, честности.
Далее – терпению и пониманию, что всему свое время. Ведь сливы и так достались бы ребенку после обеда, и тогда он без зазрения совести мог съесть их вместе со всей семьей. Но ему не хватило терпения дождаться нужного момента.
Таковы нравственные ценности, заложенные Львом Николаевичем Толстым в этот небольшой рассказ.
Читайте рассказ «Косточка» вместе с детьми на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.