Родители жалуются, что дети не хотят ходить в школу, не хотят делать уроки, не хотят читать рекомендованную литературу и не помнят, что было поручено. Где найти причины ослабления мотивации к обучению? В школьной системе, в несовершенных учебниках, в синдроме выгорания или в неспособности учителей провести захватывающий урок?
После встречи с педагогическим коллективом одной из школ — была предложена идея, что учителя могут использовать элементы, взятые из самых популярных компьютерных игр на уроках. Сама жизнь дает готовые выкройки. Учителя не обрадовались этому, после выражений сомнений была услышана фраза: «В этих играх столько насилия, столько крови и убийств».
Но дело не в насилии, а в том, как сделать игру увлекательной, то есть такой, которая вызывает сильные эмоции. Где стратегия получения очков или призов переплетается с сюрпризами и преодолением дальнейших трудностей. Дети любят немедленно получать привилегии, улучшать снаряжение или переходить на следующую доску с высокой сложностью в качестве награды за победу над предыдущей. Каждый шаг немедленно укрепляется.
Игра может длиться часами, ее разрабатывали лучшие дизайнеры компьютерной графики, могли годами улучшать ее, например, Sims 3. Игра — история, длинная и интересная, стимулированная ребенком в главной роли, от которого зависит судьба мира. Мало кто любит читать игры, больше воображения и движущихся, стратегически созданных изображений, дающих мощный опыт.
Мало кто в школе хочет улучшить свою прежнюю систему образования. Уроки в школе не афишируются, нет немедленного вознаграждения, учителя подчеркивают ошибки и слабости, а не достижения. Наука рассматривается как принуждение и путь через мучения. Однако можно перенести стиль и методы построения игры на школьные занятия. В этом нет ничего загадочного, используется феномен положительного переноса и закон Шевчука, где легче запомнить материал, вызывающий сильные эмоции, чем равнодушный. Вознаграждение существует после любого хорошо проведенного мыслительного процесса или прочтения главы в книге. Творческий потенциал учителя — сделать урок увлекательным, опираясь на вознаграждение, а не на наказание или страх.
Учителя! Больше свободы, юмора и веселья, чтобы придумывать занятия и мотивировать детей становиться лучше.
Игра доставляет радость, является спонтанной и свободной, самоотверженной и действует, как ответ на школьную напряженность, ее использование позволит привнести больше воздуха и пространства в плотный график. Это необходимо не только ученику, но и учителю, отдышаться и дистанцироваться от строгости науки. Веселитесь вместе во время урока, рассказывая анекдоты, делая смешные рожицы, выполняя забавные упражнения — это сделает урок легким, декомпрессированным данными, которые трудно запомнить, и освободит место для запоминания. Тем самым ученики захотят возвращаться на урок снова и снова.
Учителя не должны бояться, что потеряют лицо. Отнюдь, наоборот: в глазах детей приобретут более партнерское лицо, когда войдут в мир веселья, шуток, юмора, ерунды со своими учащимися.
Что еще нужно для повышения мотивации детей?
У студентов нет постоянной, неизменной мотивации к обучению. Вчера ничего не хотел делать, сегодня и завтра может захотеть. Меняется мотивация, нужно дождаться возможности и призвать к новой активности, не позволять слабо мотивированному оставаться позади, обреченным на исключение, повторно назначать его в активные ряды. Существует также закон «омолаживающего лечения», заключающийся в том, чтобы забыть о проступках студента и открыть вместе новый, свежий опыт, свободный от «корочек» вины и обвинений.
Что еще повышает мотивацию?
У школьного учителя должны быть правильно подобранные черты личности: доброта к детям, системное отношение к другим, неутомимое терпение, педагогический такт и восторженное отношение.
Учащийся обладает соответствующими навыками, готовностью исследовать мир, развиваться, исследовать и решать задачи приобретения знаний. Только в такой подобранной паре процесс обучения будет проходить гладко: ученик готов познакомиться, а учитель готов предоставить знания в здоровых условиях для обоих партнеров.
К здоровым условиям относятся: тишина на уроке, привлекательность содержания, набор поощрений, возбуждение эмоций и интереса. Создание психологического пространства, то есть дружественного пространства для взаимного общения, а также обеспечение соответствующего и необходимого напряжения для проведения уроков.
Путь к безупречному уроку:
· заключение договора
· доза любопытства
· вознаграждение маленькими шагами
· сюрпризы
· многоуровневые задачи через последовательные задачи
· распределение учащихся на оценки: желающих 5,4 или 3
· элемент конкуренции
· взаимный обмен мыслями со студентами
· работы в группах, чтобы создать возможность для получения положительных оценок для тех, кто слаб в знаниях.
Учитель в школе добьется успеха, если обнаружит, подтвердит и укрепит систему родительского подкрепления. Ребенок не будет бунтовать стратегии родителей, но будет направлен к познанию мира, потому что пойдет по пути, уже известному дома.
Способы улучшения отношений для учителей:
· личностные качества для обучения,
· способ проведения уроков,
· взаимное сотрудничество со студентом,
· обеспечение систематического и постоянного положительного подкрепления,
· равномерно распределенное внимание на всех учеников.
Вполне достаточно спросить ученика:
1. Что могло бы заставить захотеть узнать больше?
2. Что нужно, чтобы приходить в школу, как на праздник?
Учителя дают учащимся возможность улучшить оценки, создавая вместе условия для улучшения. Помощь коллег дает результаты. Учитель назначает друга, который не следит, не заботится, не справляется с уроками, и ждет разработанных изменений.
Учитель должен верить в то, что ученик преодолевает трудности, оставаясь рядом с ним в неприятные моменты обучения.