Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился. Однако дети не всегда желают тратить время на изучение школьной программы или тратить время на дополнительные занятия. Выход из ситуации – в поиске компромисса между «отцами и детьми». Психологическая литература приходит на помощь и дает рекомендации.
1. Эмоциональный отклик на процесс. Приятные чувства, сопровождающие любое дело, вызывают желание продолжить начатое. Также и при учении: если ребенок, читая книгу или занимаясь математикой, получает положительные эмоции, желание заниматься только усилится. Если при этом мама или папа могут прокомментировать прочитанное историями из жизни, это сделает неподвижные образы из литературы понятными и живыми.
2. Интерес к каждому учебному дню ребенка. Приходит ребенок со школы – надо поинтересоваться, как прошел день? Какие уроки были интересны, успешны? Обязательно выяснить причины неудач, если такие присутствовали. Такая заинтересованность родителей покажет чаду, что все его усилия при выполнении домашнего задания были ими оценены и прошли недаром.
3. Творческий подход к домашнему заданию. Для того, чтобы лучше усвоить трудное задание по предмету, можно помочь ребенку не только его пересказать, но и сделать это несколькими способами: в стиле комиксов, при помощи языка жестов или любым другим способом. В процессе работы учебная тема повторится несколько раз, причем досконально. Таким способом не останется непонятных моментов в домашнем задании.
4. Наглядность достижений ребенка. Абстрактные объяснения того, что ребенок добился вчера, а что позавчера, быстро забываются. Практичнее сделать такие достижения видимыми и осязаемыми. Воплотить в практику такое решение возможно следующим способом: приготовить лист ватмана, совместно с ребенком нарисовать на нем дерево. Заранее вырезать листочки к дереву. Каждый день, обсудив с ребенком то, чего он сегодня добился, на листочке записывается это достижение. Пометка приклеивается к макету. Таким образом, дерево будет наполняться, а особенно важные успехи можно изобразить цветами или плодами. Рассматривая эту красоту, ребенку самому захочется сделать что-то, вследствие чего дерево станет еще краше.
Практическое воплощение полученных знаний в виде оригинального макета оказывает мотивирующее влияние на ребенка в процессе учения.
5. Правило «зеленой ручки». Оценка выполненного задания производится красным цветом, причем им подчеркиваются ошибки. Дома, при приготовлении уроков на черновике, можно использовать иной вариант: не только корректировать ошибки, но и зеленым цветом выделять то, что раньше выполнялось только неправильно. Так ребенок отслеживает достижения. Принцип «зеленой ручки» отучает ребенка бояться сделать неверно, а наоборот, способствует активности и творческому подходу.
6. «Стаканчики успеха». На полочке рекомендуется разместить два стаканчика: на одном наклеить веселый смайлик, на другом – грустный. В качестве наполнителя можно использовать конфеты. То, где были промахи, помечать через грустный смайлик, добавляя в него конфетку. Хорошая отметка в школе, дополнительные спортивные занятия или творческие работы оценивать конфеткой в стаканчике с веселым смайликом. В выходные произвести подсчет и анализ работы за неделю. В качестве поощрения конфеты из веселого стаканчика съесть, а из грустного – убрать обратно на кухню. Способ также помогает визуализировать успехи и работоспособность.
Помочь ребенку понять, что учеба может быть интересной, под силу каждому родителю. Главное – творчески подойти к процессу.