Как воспитать из малыша порядочного человека? Какие образовательные методы использовать? Как побудить ребенка исследовать мир и в то же время не ограничивать его самопроизвольное развитие? Многие родители задаются подобными вопросами. В мире не существует точных рецептов для воспитания малыша, можно только сопровождать его в исследовании реальности и давать указания, полагая, что ребенок сможет использовать свой потенциал.
Нужно быть ответственным родителем
Каждый родитель обязан соблюдать свои родительские обязанности, думать о поддержании развития ребенка. Многие матери впадают в панику, когда узнают, что сверстник их ребенка знакомится с богатствами родного языка, когда ее ребенок едва произносит свое имя. Многие папы задаются вопросом, как сформировать у ребенка независимость, уверенность в себе, находчивость. Несмотря на множество руководств и советов в средствах массовой информации по воспитанию детей, универсальной стратегии воспитания детей не существует. Каждый ребенок индивидуален, у него разные темперамент и черты характера, он смотрит на мир по-другому, и поэтому требует индивидуального подхода и поощрения для развития.
Как защитить ребенка, но не заставить его бояться мира? Как поощрять исследование мира, но при этом не делать выбор в отношении интересов ребенка за него? Как научить ребёнка самостоятельности, когда он проявляет полную зависимость от родителей? Как побудить его бороться за свои интересы, когда малыш чересчур застенчив? Как научить малыша самостоятельно спать, когда он боится темноты? Интернет-форумы, журналы для матерей и профессиональная педагогическая и психологическая литература полны предложений и «надежных советов», которые иногда очень трудно реализовать на практике. Помните: теория – не практика.
Образовательный совет
Все советы по воспитанию детей следует принимать с долей сомнения и помнить, что, как нет идеальных детей, так и нет идеальных родителей. Точно так же, как устают взрослые, устают и дети, и они могут находиться в ужасном настроении. Важным качеством для любого родителя является здравомыслие, возможность дать себе и другим право совершать ошибки. Нужно действовать небольшими шагами: не предъявлять слишком высокие требования к ребенку, которые будут его пугать, но и не опускать планку, потому что тогда ребенок, вместо того, чтобы развиваться, просто встанет на месте. Также не стоит сравнивать малыша с другими, потому что это способствует развитию низкой самооценки у ребенка, ведь каждый малыш развивается в своем темпе. Нужно быть последовательными, как родители – наказывать мудро, но и вознаграждать щедро.
Разумная система вознаграждений позволяет сформировать «нравственную основу» ребенка, дает ему чувство безопасности, позволяет отличать хорошее от плохого. Нельзя нарушать естественный ритм развития ребенка. Стоит призывать его исследовать мир, позволять самостоятельно открывать для себя некоторые тайны, иногда даже причиняя небольшой вред окружающему миру. Конечно, необходимо защищать малыша в его исследовательских усилиях и следить за его безопасностью, но нужно понимать, что во имя развития и ради науки иногда приходится соглашаться на уступки и потери. Так стимулируется познавательное любопытство малыша, уверенность в себе, чувство компетентности и самостоятельности в попытках.
Вместо того, чтобы изучать, какая стадия развития малыша предусматривает определенные навыки, лучше ценить его за успехи, хвалить и давать небольшие советы, когда он не может с чем-то справиться, несмотря на многочисленные попытки. Стоит ценить даже наименьшие успехи ребенка. Не нужно чрезмерно его защищать, предупреждать, когда нет реальной опасности, вызывать ненужный страха у ребенка. Многие из этих постулатов кажутся очень поверхностными при воспитании малышей. Но одно можно сказать наверняка – вместо того, чтобы читать серию профессиональных руководств по воспитанию детей, лучше доверять собственной родительской интуиции и своему ребенку, что также развивает способность к самообучению.