2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника родился сын Ганс Христиан. Буйная, неиссякаемая фантазия — вот, пожалуй, единственное, что отличало маленького Андерсена от его сверстников. Именно она была для мальчика той волшебной палочкой, по мановению которой раздвигались стены тесной убогой каморки, а ящик с землей на водосточном желобе под окном, где росли лук и петрушка, превращался в цветущий благоуханный сад. Может быть, благодаря неуемному воображению мальчика, самым сильным увлечением его становится театр. Не имея денег на билет, Ганс чаще всего довольствовался театральной афишей, которую получал от разносчика в награду за помощь.
Дома, забившись в уголок, мальчик раскрывал ее, и начинался спектакль, созданный его воображением.
Игра в собственный театр не ограничивалась театральной афишей, у Ганса был еще свой кукольный театр, который смастерил ему отец. Любовь к театру оказалась столь властной, что четырнадцатилетний Андерсен, только для того, чтобы посмотреть спектакли столичного Королевского театра, принимает решение покинуть родной город. Без денег, без рекомендаций Андерсен 6 сентября 1819 года приехал в Копенгаген.
Как только Ганс оказался в столице, он тотчас же бросился на площадь, где находилось здание Королевского театра. Обежав его несколько раз, Андерсен, как зачарованный, еще долго стоял у дверей театра, будто ожидая чуда.
Но чуда не случилось ни сегодня, ни завтра, ни через месяц. Скорее, наоборот. С небес своей фантазии юноша спустился на землю. Время шло, а у Андерсена не было ни профессии, ни работы. В театр его не взяли. Но Андерсен не падал духом.
Он решил стать драматургом. Работая поразительно быстро, он за один год написал три пьесы. Дирекция театра вернула их обратно «ввиду полнейшей безграмотности» автора. Да, семнадцатилетний Андерсен, хотя и учился в школе для бедных и прочитал немало книг, не знал элементарных правил грамматики.
Андерсену шел двадцать четвертый год. Единственным источником заработка для него стало перо. Андерсен переводит пьесы, пишет оперные либретто, стихи. В 1829 году на собственные, с таким трудом заработанные деньги он издает свою первую книгу. А в 1931 году Андерсен покидает пределы Дании, открыв в себе еще одну страсть — страсть к путешествиям. Англия, Германия, Италия, Греция, Франция, Швеция. Короткая передышка на родине, и снова в путь.
Известность Андерсена-писателя росла с каждым годом. Среди друзей Андерсена — английский романист Диккенс, немецкий поэт Гейне, норвежский драматург Бьёрнсон, немецкий композитор Мендельсон, датский скульптор Торвальдсен.
Но что бы ни писал Андерсен — стихи, романы, путевые очерки или пьесы,— ничто не могло сравниться с его сказками. В них он нашел свое истинное признание. Вот когда пригодился его чудесный дар — воображение. «Мне часто чудится, что каждый плетень, каждый цветочек говорят мне: «Погляди на меня, и у тебя будет сказка обо мне». Андерсену достаточно было взглянуть на старый уличный фонарь, осколок стекла, обыкновенные ножницы или полюбоваться скромной ромашкой — и рождались истории, одна другой удивительнее. Рассказ о простой щепке, плывущей в уличной канаве, мог поведать о радостном и печальном, о смешном и трогательном.
Герои андерсеновских сказок — люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. Иногда они оказывались участниками фантастических приключений. Чаще же жизнь их была обычной, привычной. И жили они не в сказочной, придуманной стране, а в домах с островерхими крышами, которые и сейчас стоят на улицах родного Андерсену Копенгагена.
Сказки великого сказочника не всегда со счастливыми, благополучными концами, и порой даже «калоши счастья» не могут помочь. Но скромные андерсеновские герои и погибая одерживают победы над лицемерием, подлостью и завистью. Чуткий ко всему доброму и красивому, Андерсен становился беспощадным, высмеивая и осуждая злобу и жестокость, высокомерие и болтливость, душевную пустоту и бесполезность.
Сегодня вы услышите одну из первых сказок Андерсена — «Огниво» (1835 г.) — волшебную историю о том, как удалой солдат стал королем.
Т. Павлова