Одним из важнейших предназначений сказки является ее участие в воспитательном процессе детей. Педагогический потенциал текстов русского фольклора практически безграничен. Эффективность этого способа воспитания заключается в том, что в такой занимательной форме ребенку легче воспринять сложные моральные и этические постулаты.
Русская народная сказка «Правда и Кривда» больше похожа на притчу за счет прямого нравственного посыла. В ней нет такого уровня иносказательности, который присущ сказке, даже имена героев говорящие – Правда и Кривда. Это не символы, а прямые знаки тех нравственных категорий, которые называют эти персонажи. Такие сказки содержат в себе мало развлекательного, их цель – мудрое наставление, передача истины, которая имеет, как правило, философские корни. В такой разновидности жанра редко встречаются бытовые и социальные наставления. Чаще всего сказки притчевого характера нацелены на размышления о смысле жизни или затрагивают другие бытийные категории. В случае со сказкой «Правда и Кривда» речь идет, ни много ни мало, о выборе жизненной позиции: на что ориентироваться — на правду или на ложь. Удивительно, что сказка не дает прямого ответа на этот вопрос, читателю предоставляется возможность самому делать выводы из прочитанного.
Данное фольклорное произведение предназначено для детей старшего возраста, которые способны воспринять глубокий смысл, содержащийся в тексте, для которых подобные мировоззренческие вопросы уже стали актуальны.
Краткое содержание сказки и основные персонажи
Основой сюжета сказки про Правду и Кривду является спор двух основных действующих лиц, именами которых озаглавлена сказка. Спорят они о том, на что нужно в жизни делать упор – на правду или на кривду. Рассудить их они просят сначала писаря, затем судью. Оба делают выбор в сторону кривды. В результате правда лишается сначала денег (проспорила сто рублей), потом глаз, которые она посулила своей сопернице в случае проигрыша. Читателю на этом этапе чтения может показаться, что расстановка сил в сказке несправедлива и все должно было решиться иначе. Однако вторая часть сказки все расставляет по местам. Ослепшая Правда ночью оказывается на болоте, где встречается нечистая сила и случайно подслушивает разговор чертей с Кривдой, которая хвалится, что оставила Правду без глаз. Из этого разговора Правда узнает, что глаза можно вернуть, потерев глазницы травой, растущей на болоте. Так она и поступает. Да еще и помогает дочери царя вернуть утерянное зрение, раскрыв ей секрет чудо-травы. В итоге Правда оказывается вознаграждена за добро.
Основная мысль
Читая сказку «Правда и Кривда» ребенок делает собственный выбор, сам, как сказочный судья, решает по какому пути идти. Путь правды, если судить по сюжету сказки, сложнее и часто заключает в себя множество препятствий. Путь кривды легче и с гораздо меньшим сопротивлением.
Читайте русскую народную сказку «Правда и Кривда» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда:
— Пойдем к писарю, он нас рассудит!
— Пойдем, — отвечает Правда.
Вот пришли к писарю.
— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?
Писарь спросил:
— О чем вы бьетеся?
— О ста рублях.
— Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.
— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.
— Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:
— В наше время лучше жить кривдою.
— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собрались туда черти. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то обманул; а Кривда в свой черед похваляется:
— А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и черти разом пропали. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, того наградит. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался и наградил Правду.