Бремен — город Германии, в древние времена обладавший независимостью и статусом свободного города. Символ его независимости — статуя Роланда на Рыночной площади и здание Ратуши, в котором заседали главы города. Там же, на площади, находится и скульптура «Бременские музыканты».
Скульптура посвящена главным героям сказки братьев Гримм. Осел, пес, кот и петух были старыми и больше не могли работать, им грозила смерть. Поэтому они сбежали от своих хозяев и решили по совету осла отправиться в свободный город Бремен, где рассчитывали найти пропитание и стать музыкантами. По дороге они только собрались заночевать в лесу, как петух увидел вдали огонек. Животные вышли на него и обнаружили посреди леса хижину, в которой пировали разбойники. Героям очень хотелось есть, они стали думать, как бы выжить разбойников из хижины, и нашли способ: осел уперся передними копытами в подоконник, пес вскочил ослу на спину, кот залез на плечи собаки, а петух сел на голову кота. И вчетвером они начали свой «концерт»: осел заревел, собака залаяла, кот замяукал, а петух закукарекал.
Разбойникам показалось, что в окно лезет страшное чудовище, и они в ужасе разбежались. Животные вволю поели и улеглись спать там, где им больше нравилось. Ночью один из разбойников пытался пробраться в хижину, но герои так напугали и помяли его, что он рад был унести ноги. Разбойники поверили, что в доме поселилась нечистая сила,и не стали больше возвращаться туда. А герои начали вместе жить в одном доме, счастливей некуда.
Статую Бременские музыканты создал Герхард Маркс, знаменитый немецкий скульптор и график. Герхард Маркс с юности интересовался скульптурой и создавал статуэтки животных, и только годы спустя его интересы сместились в сторону изображения людей. Он активно занимался преподаванием в Баухауз, высшей школе строительства и художественного конструирования, более того, при создании этой школы Герхард Маркс был одним из первых приглашенных преподавателей. Его скульптуры наряду с работами М. Шагала, П. Мондриана, П. Клее, В. Кандинского, О. Кокошки и многих других считались образцами «дегенеративного искусства» (термин, использовавшийся нацистами для обозначения авангардного искусства).
Несомненно, название «дегенеративное искусство» было выдумано, чтобы принизить и уязвить творцов, но при взгляде на фамилии великих людей и их произведения, заклейменные как опасные для нации, становится ясно, что это были новаторы с оригинальным, свежим взглядом на искусство. К счастью, Герхард Маркс получил заслуженное признание и уважение на родине после окончания Второй мировой войны. Сейчас в Бремене действует Дом Герхарда Маркса — музей, посвященный его работам и современной скульптуре.
Конечно, размещать статую в лесу под Бременом, где в конце сказки остались ее герои, было бы неудобно, поэтому скульптура красуется на Рыночной площади. Можно сказать, что с помощью Г. Маркса бременские музыканты все таки дошли до города. Ради статуи «Бременские музыканты» архитектор влез в долги и собрал на нее деньги с помощью пожертвований. На сегодня «Бременские музыканты» — одна из главных достопримечательностей города наряду с остальными памятниками Рыночной площади.
Скульптура любима и жителями Бремена, и туристами. Передние копыта осла стали почти белыми от прикосновения сотен тысяч рук. Ведь считается, что целеустремленный осел, первым сбежавший от хозяина и решивший стать свободным бременским музыкантом, может поделиться толикой своей удачи и поможет исполнить любую заветную мечту — нужно только схватить его покрепче за копыта.