Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн
Яндекс.Метрика

Мультипликация как вид киноискусства

Советская Мультипликация

Мультипликация — неизменно любимый зрителем вид киноискусства — развивается у нас интересно и многообразно. Свидетельством тому является постоянное участие таких картин в различных международных фестивалях. Но, хотя подобная общая оценка, видимо, справедлива, все еще много картин «проходных», случайных, лишенных зрелой мысли и яркой образности. Неумение выстроить изобразительно драматургию фильма приводит порой к тому, что даже сюжет простой и ясной сказки порой бывает пересказан невнятно и, несмотря на богатство выразительных средств, которыми обладает мультипликация, идеи картин приходится излагать с большим трудом.

После оригинального и глубокого прочтения сказок такими мастерами, как И. Иванов-Вано, Л. Атаманов, Ф. Хитрук, Ю. Норштейн («Цапля и журавль», «Ежик в тумане») или И. Гаранина («Журавлиные перья»), не без удивления знакомишься с картинами «Горный мастер» (по «Малахитовой шкатулке» П. Бажова) и «Пойга и лиса» (по Б. Шергину), где отдельные удачные находки художников неспособны скрыть рыхлость драматургии и отсутствие четкой идейной задачи.

Не эти фильмы, однако, делали погоду в отечественной истории мультипликации. Для нее было характерно постоянное выдвижение новых имен, появление ярких творческих индивидуальностей молодых художников, сценаристов, режиссеров.

Давно замечено, что рисованное и кукольное кино с особой силой выражает себя в броском и остром комизме или в совершенно другом ключе — в поэтической романтике. Смешное и высокое — словно два полюса, к которым тяготеет мультипликация.

Это подтверждают и наиболее удачные картины, выпущенные в лучшее время деятельности «Союзмультфильмом» и республиканскими киностудиями. Веселая шутка, ироническая зарисовка, многосерийная буффонада с постоянными героями, назидательная притча для детей — вот лишь некоторые из комедийных жанров, представленных на мультэкране.

Если различные аспекты тем для маленьких зрителей давно и разнообразно разрабатываются в отечественном рисованном и кукольном кино (примером может служить серия режиссера-кукольника И. Уфимцева, сценариста Г. Остера и художника Л. Шварцмана с четырьмя постоянными персонажами: мартышкой, удавом, слоненком и попугаем), то мультфильмам из школьной жизни, у которых своя непростая специфика, до сих пор везло значительно меньше. Тем радостнее была удача режиссера В. Угарова, создавшего по сценарию, написанному им совместно с А. Петровым, остроумную миниатюру «На задней парте». Искусно разыгранная «пикировка» завзятого двоечника с оттопыренными ушами и непослушным хохолком на макушке и типичной отличницы, сидящими за одной партой, превращается в своеобразное соревнование, заставляющее лентяя и непоседу пересмотреть свои «жизненные позиции». Художник-постановщик Е. Пророкова сумела найти выразительные типажи, в которых условность рисованного фильма хорошо сочетается с меткостью сделанных чуть ли не с натуры зарисовок.

Превосходно владеющая яркими красками сатирического преувеличения и гротеска, мультипликация словно создана для пародии. Режиссер Е. Гамбург стал своеобразным законодателем стиля в этом жанре. Его остроумная пародия на детективные фильмы «Шпионские страсти» запомнилась любителям мультипликации. Поставленный им фильм «Ограбление по…» (сценарий М. Липскерова) пародирует штампы другого киножанра — гангстерского фильма. Остропародийная интонация звучит уже с первого кадра, с титров, стилизованных под западный кинобоевик и написанных латинским шрифтом, со студийной эмблемой, в которой рычащего льва заменяет Чебурашка. В фильме три сатирических серии, каждая из которых представляет ограбление банка «по-американски», «по-французски» и «по-итальянски». Первый наделен бесчисленными автопогонями, бравым шерифом, беспрестанной стрельбой и изощренной техникой, эффектно действующей даже под водой. Секс-бомбы и просто бомбы — все пущено в ход ради овладения саквояжем, набитым золотыми монетами. Удачная находка мультипликаторов — иронические типажи западных кинозвезд. Мы видим, например, рисованных двойников Марлона Брандо, Жана Габена, Алена Делона, Луи де Фюнеса и других известных актеров. Выразительно спародирована и атмосфера, отличающая фильмы этого жанра в разных странах, хотя сами трюки могли бы быть более остроумными и изобретательными.

Традиционный, много лет выходивший на студии «Союзмультфильм» киноальманах «Веселая карусель» стал своеобразной трибуной творческой молодежи. Здесь на крошечном пространстве, в предельно сжатом времени проверяется и оттачивается мастерство изобразительного трюка, точной, выразительной детали, умелого ведения сюжета. Искусными мастерами мультипликационного «мини-фильма» в сове время показали себя режиссер В. Угаров и художник-постановщик Е. Пророкова («Бабочка и тигр») и А. Петров («Светлячок»), выступающий в качестве режиссера и художника. В остроумной, ненавязчивой поучительности этих сказочных историй хорошо учитывается психология восприятия детского зрителя, которому эти миниатюры адресованы.

Богата палитра комического, к которой обращается традиционно мультипликация. Многосерийный рисованный фильм «Приключения капитана Врунгеля» украинского режиссера Д. Черкасского — неистощимый фейерверк трюков, пародийных преследований и схваток, неожиданных комедийных ситуаций.

Грузинский режиссер Б. Шошитайшвили подошел по-своему к решению классического сюжета, взятого из знаменитой книги «Мудрость вымысла»» Сулхан-Саба Орбелиани. В его фильме «Мудрец и осел» экран превращается в подобие ковра, на котором оживают старинные миниатюры, заново прочитываются исполненные лукавства мотивы старинных басен и притч, а иронически стилизованные персонажи словно сошли с картин замечательных художников Грузии Нико Пиросмани и Ладо Гудиашвили. И уж совсем иначе звучит комедийная тема в остроумном и жизнерадостном фильме белорусского режиссера Е. Ларченко «Дудка-веселушка», где сама сказочная фабула и кукольные персонажи, изобретательно сложенные из неожиданного материала — соломы, полны национального своеобразия, а за непритязательной историей незадачливого деревенского музыканта-самородка встает большая тема — роль искусства в народной жизни.

Сочный комизм, неожиданность остроумных сопоставлений, броскость трюков — вот что издавна привлекает зрителя в мультипликации. И все же не единым юмором жив мультфильм. Сфера серьезного, поэтически высокого не менее ему близка и доступна. Это убедительно доказали оригинальные работы нескольких режиссеров. Эстонский режиссер и художник Рейн Раамат в фильме «Поле» обратился к теме древней и вечно новой, как сама жизнь. Человек могучий и сильный корчует пни и ворочает огромные камни, сгружая их на телегу, чтобы освободить от них землю, по которой он пройдет, сея хлеб. Человек и поле — два главных героя этого фильма. Музыка за кадром и тонко сочетающаяся с ней смена колористических тональностей в изображении пейзажа помогают зрителю почувствовать величие происходящего, выразительно передают строй чувств и мыслей создателей картины. Если мультипликацию обычно называют ожившим рисунком, то здесь следует говорить об оживающей живописи. Работа живописца и режиссера, предельно сливаясь в мультфильме, придают ему совершенно новые качества, необычайно повышают смысловое значение его зрительного ряда.

Нечто подобное происходит и в кукольном фильме, и такую задачу ставит перед собой опытный и зрелый мастер. Так, картина известного латышского режиссера Арнольда Буровса «Соколик», экранизация одноименного рассказа В. Лациса, высока и поэтична по своему строю. Простой, не блещущий убранизмом деревянный дом рыбака, где в дни, когда он уходит в море, остаются всего лишь две живые души — сын рыбака и его неразлучный спутник кот. Неторопливо и точно показаны в фильме и детали быта и мир чувств и переживаний подростка, пытающего стать, как и его отец, отважным покорителем стихии. Крепкие, загорелые руки отца поднимают маленького мечтателя высоко над головой, и кажется что он обрел крылья и летит навстречу голубому простору. Но однажды отец не вернулся, погиб в неравной схватке с бушующим морем. Мы видим мальчика на берегу, видим рядом с ним товарищей отца, таких же мужественных, стойких, сильных. Мы понимаем, что и сын той же отцовской закваски, что не отступит с избранного пути. Фильм А. Буровса показывает, какую сложную гамму чувств могут передать куклы экрана, для которых практически нет недоступных тем.

Другой кукольный фильм, «Бедная Лиза», поставлен режиссером И. Гараниной совместно с художником Виноградовой по мотивам одноименного рассказа М. Карамзина вызвал много споров, его оценки далеко не однозначны. И это удивительно. Куклы в этом фильме иной раз оказываются в опасной близости к несвойственному мультипликации прямому подражанию игре живых актеров. Красота пейзажей, полных таинственности и романтизма, основанных на эффектах света и красок и движении камеры, и впрямь может показаться чрезмерной, тем не менее есть в фильме то, что перекрывает «узкие места», захватывает внимание зрителя. Это прежде всего последовательная, цельная, звучащая трактовка темы человеческого достоинства, большого и чистого чувства, не связанного ни с какими меркантильными соображениями. Эта тема прозвучала и в предыдущем фильме режиссера «Журавлиные перья, — экранизации японской сказки.

Если для Карамзина и его современников важна была мысль, что «и крестьянки любить умеют», то авторам фильма, бережно сохранившим сюжетную канву рассказа, существенно было подчеркнуть само умение любить — как нравственный принцип, как идеал. Вот почему Лиза в этом кукольном фильме — не образ бедной крестьянки, а поэтический символ прекрасной женственности, способной на благородные, самоотверженные поступки и высокие душевные порывы. Такое прочтение персонажа наполняет его новым содержанием, делает жизненным и современным.

Конечно, как и в любом большом искусстве, высокое и смешное в мультипликации совсем не обязательно «разделены», даны в чистом виде, в традиционных и отстоявшихся жанровых формах. Так фильм режиссера-мультипликатора В. Тарасова «Контакт» оригинально сочетает в себе обе эти грани возможностей мультипликации, он как бы вмещает, в себе оба ее полюса.

Достоинство картины — в тонкости, легкости, остроумии, с которыми режиссер подошел к этой трудной и непростой теме. Более того, он все время как бы стремился показать, что у каждого явления есть две стороны — шутливая, комическая и серьезная, даже драматическая. Что все или, во всяком случае, многое зависит от того, как человек себя ведет, каковы его жизненные позиции и цели. Контакт с природой может быть весьма односторонним. Человек накалывает бабочку на булавку, помещая ее в свою коллекцию, или сажает птицу в клетку. Но неожиданно для себя сталкивается с непонятным, еще необъяснимым.

Фильм В. Тарасова противостоит идее некоммуникабельности, столь распространенной в современном киноискусстве. Он подтверждает, что постоянный гармоничный контакт как между людьми, так и между человеком и природой возможен и необходим. И тут режиссер умело разрабатывает тему в парадоксально-юмористическом ключе, показывая, что контакты возможны даже между художником, вышедшим в погожий день на пленэр с этюдником, и странным, необыкновенным инопланетным существом с треугольниками глаз, которое то и дело превращается во все, что встречает на своем пути, во все, что стремится познать. Странное существо подхватывает мотив популярной песенки, которую напевает художник, и сначала невольно искажает его. Но постепенно взаимопонимание налаживается, общая мелодия звучит увереннее. И вот уже художник вместе с добродушным и приветливым инопланетянином шагает по цветущим просторам, и каждый шаг этой необычной пары отражается в показанных крупно четких гранях глаз кузнечика, как бы подчеркивая безграничность вселенной.

Так кончается этот оригинальный фильм, еще раз убеждающий в том, что мультипликация в руках изобретательного мастера способна выразить сложные и тонкие мысли, заставить зрителя задуматься, глубже осознать животрепещущие проблемы нашего времени.

ВСЕ СКАЗКИ ЗДЕСЬ
Расскажите сказку друзьям и знакомым:
Двенадцать месяцев, сказка, Маршак С.Я.
Двенадцать месяцев
Сказка о золотом петушке, Пушкин, красивые картинки
Сказка о золотом петушке
Колобок, русская народная сказка с картинками
Колобок
Репка, русская народная сказка, красивые иллюстрации
Репка
По щучьему веленью, читать сказку с иллюстрациями
По щучьему веленью
Лев ушёл из дома, фильм сказка 1977 Юрий Яковлев любимое детское кино снятое в СССР Советском Союзе отличного высокого качества
Лев ушёл из дома, фильм сказка (1977)
Про солдата и царя, спектакль сказка смотрим видео с детьми онлайн
Про солдата и царя, спектакль сказка (1991)
Как Хашим был большим узбекская сказка кино для просмотра
Как Хашим был большим, фильм сказка (1976)
Подарок солдата Ивана Варежкина сказка для просмотра онлайн
Подарок солдата Ивана Варежкина, спектакль сказка (1989)
В лунном свете, спектакль сказка много онлайн
В лунном свете, спектакль сказка (1990)
Книга добрых сказок, Г.Х.Андерсен. Часть 2 слушать онлайн аудиосказки о русалочке и оловянном солдатике для детей
Книга добрых сказок, Г.Х.Андерсен. Часть 2
Барбарики, детские песни и минусовки поп группа поёт для детей слушать онлайн mp3 все подряд бесплатно сборник
Барбарики, детские песни
Спящая красавица, Шарль Перро, аудиосказка (1965) слушать онлайн бесплатно аудиосказки и аудиокниги на произведения русских и зарубежных писателей длинные и короткие, сказки мира со всего мира онлайн бесплатно из архив гостелерадиофонд СССР
Спящая красавица, Шарль Перро, аудиосказка (1965)
Японская сказка в исполнении Бабановой
Сватовство мышки, аудиосказка (1978)
Хитрый способ, аудиосказка (1977) слушайте аудио сказку полностью вся
Хитрый способ, аудиосказка (1977)
Маша и Медведь 12, мультфильм, Граница на замке 2010 год, смотреть детские мультфильмы, мультики для ребят онлайн бесплатно советские ссср в хорошем качестве лучшие, много мультфильмов для детей и родителей, малышей и взрослых, анимация мультипликация детство ребёнок сейчас, красивые картинки кадры, рисованные и кукольные отечественного русского российского производства
Маша и Медведь 12, мультфильм, Граница на замке (2010)
Маша и Медведь 34, мультфильм, Фотография 9 на 12, 2013 год, смотреть детские мультфильмы, мультики для ребят онлайн бесплатно советские ссср в хорошем качестве лучшие, много мультфильмов для детей и родителей, малышей и взрослых, анимация мультипликация детство ребёнок сейчас, красивые картинки кадры, рисованные и кукольные отечественного русского российского производства
Маша и Медведь 34, мультфильм, Фотография 9 на 12 (2013)
Автомобиль кота Леопольда, мультфильм (1987) детский мультик про кота и мышей
Автомобиль кота Леопольда, мультфильм (1987)
Последняя невеста Змея Горыныча, мультфильм 1978 год, смотреть детские мультфильмы, мультики для ребят онлайн бесплатно советские ссср в хорошем качестве лучшие, много мультфильмов для детей и родителей, малышей и взрослых, анимация мультипликация детство ребёнок сейчас, красивые картинки кадры, рисованные и кукольные отечественного русского российского производства
Последняя невеста Змея Горыныча, мультфильм (1978)
Дорожная сказка, мультфильм 1981 детский сеанс
Дорожная сказка, мультфильм (1981)
↑ Вверх
Русская сказка © 2016 - 2021   Сказки для детей online