Более двух веков назад мальчик из Дании, родившийся в бедной семье отца-сапожника и неграмотной матери-прачки, проводил свои дни, слушая, как старушки в местной психиатрической больнице пряли пряжу и рассказывали удивительные истории. Этот необычный центр устной традиции фольклора стал его источником, из которого он позже создал свои собственные рассказы, полюбившиеся всему миру. Андерсен использовал свой исключительный талант слушания, чтобы выбраться из нищеты и стать международной знаменитостью. Его рассказы были не только культурно аутентичными, но и в значительной степени его собственными. В отличие от братьев Гримм, которые пересказывали существующие сказки, только семь из 200 рассказов Андерсена были заимствованы.
С юных лет Ганс испытывал глубокое чувство одиночества и неполноценности, находя убежище в комнате приюта, в то время как его сверстники уходили на игровую площадку. К счастью, его отец, каким бы бедным он ни был, любил литературу и имел вместительный шкаф с книгами. Это было большой роскошью, учитывая как доход семьи, так и ее культурную среду. Отец постоянно читал сыну детские рассказы и пьесы, давая ему некоторые азы грамотности. Позже, в своем дневнике, Ганс описал чтение как свое единственное и самое любимое времяпрепровождение. Именно это сочетание чтения и слушания сделало его великим рассказчиком.
Андерсен внимательно слушал персонажей и голоса вокруг, и это тренировало его слух. Он развил внутреннее ухо для звуков воображаемых миров, таких как надменный тон обманутой швейной иглы в «Штопальной игле», комичный внутренний монолог неуверенности в себе короля в «Новой одежде короля», маленькие серебряные колокольчики во дворце, которые «звенели так, что никто не мог пройти мимо, не заметив их» в «Соловье».
Дания во времена Андерсена была сильно ориентирована на политическое и экономическое развитие и находилась на пике развития культуры и искусства. Благодаря этому, с помощью Йонаса Коллина, Андерсен смог получить королевскую стипендию, что дало ему некоторую свободу оттачивать свое мастерство. Но даже когда он, в конце концов, прорвался в высшие слои общества, благодаря своим неустанным усилиям, Андерсена по-прежнему отягощало тревожное чувство недостаточности.
Он никогда не избавлялся от чувства неравенства с членами королевской семьи, знаменитостями и сановниками, с которыми общался по мере роста своей славы. Возможно, именно из-за этого чувства, в сочетании с его способностью слушать, он изобрел совершенно новый способ детского рассказывания историй.
Андерсен совершил радикальный отход от традиции рассказов о морали. Он создавал сказки, которые были мечтательными и теплыми для детей, и строил миры, одновременно эмоционально сложные и управляемые интуитивной логикой.
Современным читателям, возможно, трудно представить, насколько сказки Андерсена отличаются от рассказов до него. Его сказки прекрасны и страстны, временами печальны и полны пафоса, а временами ужасно забавны. Проще говоря, их приятно читать, и они обращаются непосредственно к чувствам детей, а не снисходительно относятся к ним.