Внеклассное чтение – это форма обучения, предполагающая самостоятельное чтение учеником книг. Организованные занятия по внеклассному чтению проводятся в течение всего учебного года (тематические занятия в библиотеке, литературные викторины, конкурсы и т.п.). Да и на летние каникулы ребята получают подготовленные педагогами списки книг для чтения. Именно летнее чтение становится камнем преткновения и вызывает многочисленные дискуссии. Учителя и большинство родителей не сомневаются в пользе данного «предприятия», поскольку воспринимают его как прекрасную возможность «совместить приятное с полезным»: занять детей во время каникул, развивать их кругозор, эрудицию и готовить к программе следующего года.
Что греха таить, подобный рациональный подход к летнему чтению не вызывает энтузиазма у самих детей и той части родителей, которые считают лето временем заслуженного отдыха от учебных трудов. Аргументация обеих сторон понятна и заслуживает внимания. Но, каким может быть выход из этой ситуации? Ответ прост. Взрослым нужно перестать воспринимать чтение как тяжёлую повинность и составлять «разнарядки» по количеству прочитанных страниц на неделю и месяц. Просто спросить детей что бы они хотели прочитать в первую очередь? А может взять в руки книгу и просто почитать вслух (особенно деткам из начальной школы)? Ведь списки литературы содержат произведения русской и зарубежной литературы, охватывают разные жанры.
Как показывает опыт, вчерашние первоклассники по-прежнему любят детские сказки и русские народные былины, а ребята старшего возраста вполне способны подискутировать с родителями о поступках героев классических произведений. Длинный список книг тем и хорош, что даёт возможность выбора. Вполне может статься, что для родителей он станет возможностью вспомнить любимые книги детства. Или, наконец, полистать те, которые они когда-то не успели прочитать, или не нашли в библиотеке. Тем более, что старшее поколение любит подчеркивать, что они готовы помогать своим детям в делах и учёбе. Тогда почему бы не проявить нормальное родительское внимание к чтению, вместо того, чтобы занимать «командные высоты» и считать страницы, прочитанные за день? Вполне может статься, что взгляды двух поколений на проблемы Анны Карениной, Обломова и Маргариты сойдутся. Это значит, что у детей и родителей появится еще одна точка пересечения, а не очередной повод для перебранки.
Если чтение даётся ребенку тяжело, родитель всегда может «оптимизировать» процесс и предложить аудиокнигу необходимого произведения. Такой вариант отлично подходит для путешествий и домашнего пользования. Даже малыши, боящиеся толстых книг, легко соглашаются слушать бесконечные приключения Винни Пуха, Тома Сойера или Пеппи Длинный чулок, занимаясь при этом своими любимыми делами. Кроме того можно предложить детям посмотреть фильм или мультфильм по программному произведению. Сложно представить, что после такого знакомства ребёнок напрочь откажется полистать «Маугли» или «Девочку с Земли».
Не случится трагедии, если из пяти заданных рассказов М. Пришвина вчерашний первоклашка осилит только три. Но, при этом, родители будут уверены, что творчество этого писателя не вызывает у чада сон или нервный срыв. (Уж если говорить совсем честно, не многие взрослые назовут его своим любимым детским писателем). Зато у ребенка останутся силы ознакомиться с вредными советами Г. Остера или посмеяться над приключениями героев Простоквашино. А ещё будет просто замечательно, если он справится с парочкой книг А. Волкова. Кругозор и эрудиция в этом случае точно не пострадают.