Лев Толстой описывает в своей сказке свои реальные наблюдения за жизнью птиц. Это вдвойне будет интересно маленьким детям. Сказка – это вымысел. А в данном случае автор сразу располагает своих маленьких читателей, говоря, что это он стоял и наблюдал, он сам видел. Как такому не поверить?
Пересказ повествования
Стоя во дворе, автор видел под крышей ласточкино гнездо. Две ласточки были в гнезде, но потом обе вылетели. В то время, пока хозяев не было, к ним наведался воробей. Опустился в гнездо, потом, выглядывая из него, принялся громко чирикать. Ласточка вернулась, увидела незваного гостя в гнезде, забеспокоилась, заверещала по-своему и улетела. Воробей наслаждался своей победой. Он продолжал сидеть в гнезде, чирикая. К гнезду подлетело много ласточек. Птицы приближались, смотрели на воробья и снова улетали прочь. Воробья это не испугало. Ласточки продолжали виться вокруг гнезда, как будто рассматривали незнакомую им птицу. Ласточки не из праздного любопытства подлетали к гнезду. Принося в клювах грязь, они постепенно заделывали отверстие в гнезде. Воробей постепенно скрывался в гнезде, а вскоре ласточкам удалось полностью замуровать своё гнездо, а вместе с ним и воробья. Когда дело было сделано, дружные и трудолюбивые птицы стали летать возле дома и громко свистеть.
В чём суть сказки?
Содержание в этой сказке очень простое. Оно будет понятно любому ребёнку, но всё-таки сделать акцент на том, что не стоит пользоваться чужим трудом, стоит. Родители должны обратить внимание маленьких читателей на то, что один в поле не воин. А когда в сказке за дело взялся целая стайка ласточек, они смогли достичь своей цели – наказать воробья. Выгнать захватчика ласточки не смогли, а воробей вёл себя слишком нагло. Пришлось мудрым и трудолюбивым птицам пожертвовать своим выстроенным для будущей семьи гнёздышком. В тексте автора книги для детей нет оценок. Он не говорит, что воробей наглый и расчётливый. А ласточки унижены и оскорблены присутствием воробья. И это мудрое решение. По-другому Лев Николаевич поступить не мог, ведь он учитель, педагог. Он добивается того, чтобы ребёнок сам понял, кто хорош, а кто плох в сказке. Чью сторону примет малыш, кого будет обвинять, а за кого порадуется. Взрослые дяди и тёти должны внушить малышу мысль о коллективности труда. Сказать о том, что любое дело лучше делать сообща. Одному человеку любую задачу, даже самую простую, труднее одолеть, а с друзьями – легче.
Читайте текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Воробей и ласточка» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.
Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.
Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.