Еще совсем недавно многие дети выступали на утренниках и читали стихи наизусть Деду Морозу. И скорее всего эти события принесли детям много эмоций — как положительных, так и отрицательных, ведь для них выступления на утреннике — либо счастье, либо кошмар.
Маленькая Вера
Для дошкольников и младших школьников естественное желание — быть первыми во всем. Им хочется первыми доесть котлетку, застегнуть пуговицы, поднять руку, добежать, лучше всех рассказать стишок. Взрослые должны устроить так, чтобы возможность побеждать была у всех: кто-то быстрее добежал, кто-то лучше посчитал, а кто-то очень постарался, хотя, может, получилось не идеально. В американских и европейских школах особое внимание уделяют тому, чтобы дети научились уважать и сопереживать слабым, непохожим на других — будь то легкая степень умственной отсталости, ожирение или инвалидность. Принцип инклюзивного образования (когда дети с ограниченными возможностями учатся в обычных школах) полезен и для тех, чьи шансы на триумф ограничены природой, и для здоровых и благополучных.
Роль второго Гриба
Главным в детском утреннике должен быть не момент звездного торжества, а процесс подготовки. Дети вместе разучивают стихи и песни, пробуют разные роли, учатся действовать слаженно, идти на компромисс. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Если взрослые слишком жестко контролируют детей, критикуют, навязывают нежеланные роли, ничего хорошего не получается.
«Не пойду я на ваш утренник!» — истерически кричит дитя за полчаса до выхода из дому. Скорее всего, это означает, что вы (или воспитатели) установили слишком высокую планку и слишком сильно психовали, стараясь обеспечить самый красивый наряд для своего Зайчика или самое безупречное исполнение роли второго Гриба. Уговаривать и взывать к совести бесполезно — нужно думать о том, как снизить тревожность, которую вы сами и продуцируете. Скажите, что вам неважно, насколько хорошо он справится с декламацией Шевченко, что самое главное — это сам праздник, веселье, подарки и хорошее настроение.
Лучше, конечно, заранее выбрать правильную стратегию. Когда-то в хороших семьях было принято устраивать по праздникам домашние спектакли, например, рождественские вертепы: и взрослые, и дети вместе шили костюмы, распределяли роли, кто-то играл на рояле в четыре руки, кто-то пел. Это и был лучший сценарий праздника, несмотря на возможные мелкие обиды и недоразумения. Ребенок до шести-семи лет нуждается в присутствии и поддержке взрослых. Можно читать стихи по очереди, держа мелкого оратора за руку, или просто стоять рядом, пока он выступает. Взрослый, с одной стороны, поддерживает, с другой — учит справляться со всеобщим вниманием. Посещая утренники дочери в детском саду, я замечала, что номера с участием воспитателей проходят успешнее, чем самостоятельные выступления детей.
Школьников от семи до десяти лет нужно понемногу поощрять к тому, чтобы говорить на людях, высказывать точку зрения на уроках и классных часах. Цель ребенка в данном случае не порисоваться, не обратить на себя внимание, а поучаствовать в дискуссии, высказаться на тему, которая ему интересна. И лучше всего, если можно высказаться с места, спонтанно, а не в ситуации «выйди к доске, Петров, и поведай нам…».
Если первые два этапа (до школы и в начальных классах) прошли гладко, то результатом станет непринужденность и свобода в публичных выступлениях. Педагог харьковской гимназии «Очаг» Елена Донская рассказывает, что каждый год школа устраивает для средне- и старшеклассников день чтения любимых стихов. Участвуют только желающие, но обычно желают почти все. Девочки прихорашиваются, все приходят в школу в приподнятом настроении, потому что рады поделиться друг с другом чем-то важным. Никто не падает в обморок от волнения, все привыкли к поддержке зала, даже если что-то не складывается. «Умение легко выступать перед публикой ценно, как любой навык, делающий человека свободнее, — говорит Елена. — Чем больше у него степеней свободы, тем труднее им манипулировать, тем больше вероятность, что из подростка вырастет адекватный, успешный и, что важнее, счастливый взрослый».