Распределяющее сознание
В настоящее время большую популярность приобретают планшеты, смартфоны, что прямым образом влияет на познавательные процессы человека. Так, зародилось новое понятие «распределенное сознание» — электронные устройства становятся неким продолжением когнитивных процессов. Помимо этого восприятие текста с электронного носителя отличается: человек постоянно находится в режиме чтения, у которого нет окончания, нет границ, страниц как при книжном чтении, а процесс скорее бесконечного развертывания. Татьяна Черниговская, специалист в области нейронаук и психолингвистики знает, как современные гаджеты влияют на человечество.
При зарождении цивилизации появилась внешняя память – этот прорыв изменил историю человечества, ведь теперь информация вышла за пределы биологического существа, информация стала практически вечной. Целью человечества было сохранение и передача информации будущему поколению, было необходимо оставить ее за пределами памяти, поместить во что-то другое более надежное.
Память и сознание передают часть своих обязанностей разным внешним устройствам, и здесь невольно вызывает интерес одно обстоятельство: каковы границы личности теперь?
Человечество все более зависит от внешних устройств, потому что незачем что-то запоминать, всегда можно заглянуть в интернет. Это все феномен распределенного сознания. Можно трактовать этот феномен в двух понятиях. В первом контексте он может значить совместную работу с другим человеком, во втором – распределение функций между когнитивными процессами и гаджетами. Вот тут и возникает сомнение в том не являются ли гаджеты продолжением личности человека, получается так, что в ментальных процессах теперь работают не только когнитивные функции, сознание, но и различные устройства.
Когнитивные и познавательные процессы лежат в основе чтения. Если говорить о памяти как о познавательном процессе, можно отметить изменения, произошедшие с ней. Человеку стало свойственно искать информацию вовне, он больше не хочет искать ее в своей памяти, полагаясь в большинстве случаев на гаджеты.
Несколько лет назад Умберто Эко выступал с лекцией, и сравнивал современное чтение с чтением свитков, а не книги. Чтение перестало быть, таким как прежде, люди больше не читают страницу за страницей, а бесконечно разворачивают текст как свиток. Сейчас существуют программы, имитирующие перелистывание страниц, но главным остается организация материала.
К сожалению, понятие авторства теперь размыто, море различной доступной информации, которую можно скачать, подредактировать, собрать из разных источников и сделать одним документом. И тут приходит вопрос: кто же автор статей в интернете, которые люди читают и доверяюти им. Автор становится не главным, приоритетом является информация.
В будущем, как утверждает, Т.Черниговская, книги будут существовать, но для узкого круга людей, для эстетов, интеллектуалов. Литература станет скорее для избранных, она будет в доступе, но воспринимать и осознавать ее будут единицы.
Для прочтения текста важна интерпретация читателя, то чем он наделяет произведение, какие выводы он делает. Безусловно, в интернете можно найти любую информацию, поисковые системы сразу найдут ответ, но это приводит к обесцениванию информации, уменьшение ее ценности. Информация вроде бы есть, но ее вроде бы и нет.
Какова дальнейшая судьба книг? Татьяна полагает, что с ними произойдет примерно то же, что и с современным образованием, книги будут для эстетов, точно, как элитарное образование. Книги будут существовать, но доступны для понимания будут не всем.