Социальное развитие дошкольника связано, прежде всего, с выходом в новый мир, а именно с дебютом в детском саду. Ребенок учится интегрироваться в совершенно новую социальную группу, ему приходится находить свое место в этой группе, изучать уникальные образцы переживания, мышления и действия в различных ситуациях. Благодаря группе сверстников и социальным контактам малыш расширяет свои знания о различных социальных ролях. Он не только сын / дочь, внук / внучка, брат / сестра, но также становится дошкольником, другом. Пребывание в детском саду дает возможность расширить репертуар поведения ребенка и готовится к следующему жизненному испытанию — школе.
Контакты со сверстниками
Для ребенка вступление в группу детского сада — это еще один механизм социализации, помимо влияния родителей. Малыш приобретает знания о социальных ролях, раскрывает права и обязанности данной роли. Он сталкивается с необходимостью принять действующие в группе нормы, стандарты и ценности. Хорошая школа социального обучения для дошкольника в основном веселая. Младшие дети в возрасте от 3 до 4 лет активно играют в одиночные и параллельные игры, имитируя действия друга, который играет рядом с ним. Однако они не взаимодействуют, они еще не взаимодействуют друг с другом. Пятилетние дети способны играть вместе в игры, в которых каждый ребенок играет определенные роли, играя роль врача, дирижера или пожарного.
Благодаря играм «выдумка» дети узнают о социальных ролях — семейных и профессиональных. Обычно дети интуитивно принимают роли в соответствии с их собственным полом — девочки играют женские роли, а мальчики играют мужские роли. С 6 лет появляются командные игры, которые объединяют детей вокруг общей цели. Группа должна работать вместе, чтобы реализовать заранее определенный план. Игры дают возможность установить и развить социальные контакты со сверстниками. Благодаря играм, например тематическим, дошкольники учатся договариваться, идти на компромиссы, сотрудничать, играть честно и контролировать эмоции. Игра становится «предвкушением» того, что они встретят в своих социальных контактах во взрослой жизни.
Первые дружеские отношения детей
Ребенок, выходящий за пределы «семейного убежища», должен постепенно научиться находить себя в новой среде, среди незнакомцев – сверстников в детском саду и т. д. Первые дни в детском саду, как правило, тяжелые, со слезами и страхом, что мать не вернется. У некоторых малышей развивается чувство разлуки. Чувство безопасности потрясено, поэтому малыш ожидает уверенности в любви, заботе, ищет внимания, интереса и хочет поддержки. Когда ребенок приспосабливается к новым обстоятельствам, он начинает взаимодействовать с другими детьми. Формируются первые дружеские отношения, которые обычно носят временный характер. Дружба основана на том, чтобы веселиться вместе и делиться игрушками.
Дружеские отношения — это источник знаний о себе, а также компонент формирования самооценки. Ребенок обнаруживает, в какой степени он способен жертвовать, идти на компромисс, сопереживать, и рассказывать о себе другому человеку. Дети, которые дружат друг с другом, проводят больше времени вместе, больше смотрят друг на друга, более выразительны и больше общаются. В 4 года дети могут создавать «невидимых друзей», для которых им может потребоваться отдельное место за столом. Это совершенно естественная реакция детей, которые благодаря своим отношениям с воображаемым спутником также учатся жить в обществе.
Однако, социальная подготовка не свободна от негативного поведения малышей. Дошкольники проверяют, сколько они могут позволить себе в отношениях с другим ребенком или девушкой в детском саду. Они упрямы и иногда стремятся получить преимущество перед другими. Готовность быть лучшим во всех отношениях помогает развить чувство активности, контроль над собственной жизнью и веру в свои способности, что выражается в самооценке ребенка. Первые конфликты возникают между детьми, в основном из-за того, что забирают игрушки. Дошкольники могут впасть в экстремальные эмоции — смеяться, а затем плакать и злиться. Они хотят побеждать в каждой области. Неспособность потерпеть неудачу или недостаток признательности при переходе может привести к агрессии или самоагрессии.
Дошкольный возраст — сложный период в развитии для детей. Их детский мир больше не ограничивается семейным домом, а обогащен друзьями из детского сада, песочницы и двора, с которыми вы можете играть. Малыши учатся устанавливать правила, уважать групповые нормы и достигать консенсуса. Кроме того, они могут практиковать диалог, разговор и навыки активного слушания. Благодаря контактам с людьми развивается не только социальная сфера, но и эмоциональная и интеллектуальная сфера, потому что малыш учится функционировать в совершенно разных межличностных контекстах — он ведет себя по-разному по отношению к своим родителям, по-разному по отношению к своим соседям, по-разному по отношению к учителю дошкольного образования и все еще по-другому к одноклассникам из группы детского сада.